Travel-блог

От Чепецка до Дербента


DSC07683

Как бы скрупулезно путешествие ни планировалось, обстоятельства все равно вносят свои коррективы. Руководствуясь этим правилом, мы не стали ничего планировать, наметили только приблизительный маршрут путешествия, где ключевыми точками были Кирово-Чепецк – Дербент.

Наше путешествие началось рано утром, в понедельник, 1 июня. Заправив полный бак, перекрестясь и помолясь, мы поехали, думая, что отсутствие заранее продуманного маршрута пробуждает здоровый азарт в путешествии, а проблемы будем решать только по мере их поступления.

Первая наша остановка была в Уржуме. Никто из нас раньше здесь не бывал. А посмотреть здесь есть на что. Уржум – красивый городок, такие иногда можно увидеть в кинофильмах. Этот город совсем непохож ни на Киров, ни даже на Кирово-Чепецк. Уржум нам понравился своей непохожестью, самобытностью и миниатюрностью. Этот маленький городок стоит на холмах и весь как бы прошит небольшими улочками, на которых стоят красивые старинные дома. Их никак нельзя назвать старыми, хотя это определение им больше подходит. Они именно старинные. Может быть, благодаря отсутствию многоэтажек, одинаковых и безликих, Уржум и остаётся в памяти ка добрый и солнечный городок.

Налюбовавшись с уржумских холмов видом раскинувшихся полей, перекусив на траве, мы поехали дальше. Уже на подъездах к Татарстану интенсивность дорожного движения заметно снизилась. Водители как-то вдруг стали дисциплинированнее, вежливее. Да и пейзажи за окном автомобиля изменились, чаще стали попадаться коровы, пасущиеся возле домов. Не без труда разобравшись с транспортными развязками вблизи Казани, поплутав по ним, мы покинули Татарстан и к вечеру первого дня путешествия доехали до Самарской области.

Ничто так не дает прочувствовать всю необъятность нашей России, как путешествие по ее дорогам на автомобиле. И неважно, иномарка у тебя или отечественный «тазик», все равно автомобиль – это свобода. В первую очередь, это свобода передвижения, свобода выбора маршрута. Это первое мое путешествие на собственном авто такой протяженности. Раньше я отговаривал себя от подобных авантюр, будучи твердо убежденным в том, что русские машины изобретены не для того, чтобы на них преодолевать пути в тысячи километров. К слову сказать, я – любитель поездок, походов, рыбалки. Но насколько необъятна, бескрайна и разнообразна наша Россия, я увидел только из этого путешествия в Дагестан. Не перестаешь удивляться, как оказывается непохожа растительность в соседних областях. Вроде бы, совсем мы недалеко отъехали от Кировской области, а деревья уже ниже, луга шире, самое смешное, что цвет коров, пасущихся на полях, меняется. Если у нас они чёрно-белые, то в Дагестане – исключительно бежевые. Разные регионы по-своему красивы. И каждая отдельно взятая область отличается от соседней. Это и различия в растительном мире, и различия в общении людей и в  отношении друг к другу. Раньше для меня выражения типа «необъятная Россия» ничего не значили, они казались мне пафосными и напыщенными. Но когда ты сам, на своей «ласточке», проезжаешь тысячи километров автодорог, знакомишься с десятками людей  разных национальностей, оказываешься в таких местах, о существовании которых ты и не подозревал, да еще и осознаешь, что это все – лишь малая часть твоей страны, то вот именно тогда появляется в душе гордость за свою такую великую страну.

Еще с детства я мечтал о путешествиях, как в романах Жюля Верна. Повзрослев, я решил, что обязательно побываю на Самарской Луке. И в этом путешествии я осуществил свою мечту. Национальный парк Самарская Лука – это уникальное место. Оно образовалось вследствие петлеобразного изгиба реки Волги. В состав Самарской Луки входят несколько сел и Жигулевский заповедник, символом которого является барсук.

Жигули тянутся узкой грядой вдоль Волги на протяжении 70 км, высота их невелика (250 – 350 м над у.м), но крутые склоны, глубокие овраги, горные вершины придают им горный вид. Стрельная Гора – одна из наиболее высоких вершин Жигулей (351 м над у.м.).

Волга в районе Жигулей считалась самым разбойничьим местом. Происхождение названия горы связано с Волжской вольницей, один из сторожевых постов которой находился на вершине Стрельной Горы. Старорусское слово «Стрельня» означает «Сторожевая башня». С этой горы разбойники Стеньки Разина высматривали проходившие суда.

Гора Верблюд – еще одна гордость Жигулевского заповедника.

DSC07790

Меня, как человека влюблённого в горы, невозможно было вытащить из заповедника. Там можно гулять с утра и до  позднего вечера, снова и снова будут открываться новые виды. Здесь есть исчезающие озера, серные рудники, многочисленные нефтекачалки, старицы, богатые рыбой, святой источник, никогда не пересыхающий, здесь даже живут отшельники-евангелисты. Погуляв по горам под палящим солнцем, можно спуститься в прохладные штольни. Здесь много заброшенных, выработавших свой ресурс, штолен, но есть и действующие. Вообще, до сих пор интересно, почему в заповеднике ведутся работы по добыче щебня, и он весь напичкан нефтяными вышками?

Но не все так хорошо в Жигулевском заповеднике. Конечно, туристы видят только красивую картинку: чистые леса, ухоженные туристические стоянки, облагороженные смотровые площадки, редкие растения. Моя жена, выросшая в семье лесника, больше обращала внимание на  две основные, на её взгляд, проблемы. Первая – это вредители, уничтожающие деревья, и вторая – отсутствие борьбы с ними. Каждое десятое дерево заражено или погибло. Это новый вредитель, более опасный, чем известный жук-короед. Положение усугубляется ещё и тем, что заражённые и погибшие деревья не ликвидируются из заповедника. моя жена, как человек неравнодушный, не могла не сказать об этом работникам заповедника. оказалось, что они в курсе этой проблемы, но бюрократия делает невозможным решение этой проблемы. Остаётся надеяться только на чудо.

Искупавшись в ледяных водах Волги под удивлённые взгляды туристов (в июне здесь не купаются, т.к. вода в Волге очень холодная, град. 10-12, а  купальный сезон начинается только в июле), мы стали ставится на ночлег. Место для ночёвки мы выбрали возле неработающей нефтяной вышки.

Покидал я Самарскую Луку абсолютно счастливым человеком, будучи твёрдо уверенным в том, что обязательно ещё сюда приеду.  Я исполнил свою мечту, и сделать это оказалось  легко и просто. Впереди меня ждала ещё одна большая цель, большая мечта – Дагестан и Каспий.

Проехав Сызрань, где случился непредвиденный ремонт глушителя, мы с лёгкостью пролетели Саратов и остановились на ночлег возле Волгограда. Ещё весной, планируя путешествие и не зная точно, как будет проходить наш маршрут, мы решили, что должны будем побывать в Волгограде. Волгоград – не просто город на Волге. Это город-герой, полностью стёртый с лица Земли во время Великой Отечественной войны. Здесь каждая улица, каждый дом хранит память о той войне. С каждым годом Великая Отечественная война от нас всё дальше, и все тише ее эхо. Сменяются поколения, проходят годы, уходят ветераны. Мамаев Курган был и остаётся символом беспримерного героизма наших людей.

DSC07952

После посещения Мамаева Кургана мы посетили парк-выставку военной техники, участвовавшей в войне. Здесь может любой желающий, ребёнок или взрослый, залезть на русский или немецкий танк, посидеть на бронемашине, почувствовать себя настоящим артиллеристом. Глядя на эту тяжёлую технику, на эти  маленькие танки, где и одному бойцу было не развернуться, понимаешь, что мы не могли не победить в той войне. И вот здесь, на Волгоградской земле, память о той войне, о мужестве и героизме советских людей увековечена не только в памятниках и обелисках, она остаётся в сердце.

Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку? Смертны ли они?

На следующий день мы побывали в селе Никольском в Астраханской области.

DSC08024

Видно, Бог любил нас в этот день, если привёл нас именно сегодня сюда. Было 7 июня, и в селе отмечали церковный праздник. В этот день исполнялось 110 лет со дня основания местного храма. Поэтому сюда приехали священнослужители из Волгограда и Элисты. Мы получили благословение от местного батюшки, прикоснулись к чудотворной иконе, а местные прихожане усадили нас за стол, накормили, напоили и даже собрали нам в дорогу еды. И сегодня, глядя на купленные в том храме иконки и крестики, мы с теплотой вспоминаем тех людей, таких отзывчивых и добрых.

Следующий день мы ехали по Калмыкии.

 Растительности никакой, за окном автомобиля только сухие бескрайние степи. Пришлось «познакомиться» нам и с калмыцкими гаишниками, о чьей хитрости мы были предупреждены. «Кино» с участием нашей машины обошлось нам в три тысячи рублей. И вот вечером, 8 июня, мы наконец-то пересекли границу Дагестана.

Вооруженные люди в бронежилетах и с автоматами, укреплённые будки для обстрела, заграждения, служебные собаки, тотальный осмотр машин – всё это нас встречало на Дагестанской границе. Но уже в Махачкале мы стали привыкать и к автоматчикам на улицах, и к постоянному вою сирен.

Как оказалось, в Дагестане не купить спиртное. Его здесь просто не продают! Огромные супермаркеты, а  русскому человеку и приезд на море отметить нечем! Дагестанцы – люди добрые и отзывчивые. Здесь можно к любому человеку на улице обратиться с просьбой, и он обязательно тебе поможет. Так и мы попросили какого-то пацана показать дорогу из Махачкалы, так он нам и объяснил всё, и нарисовал, и посоветовал, где лучше остановиться у моря. На прощание он  пожал мне руки и пожелал нам счастливого пути.

Но выехать из Махачкалы оказалось не так-то просто. Дорожное движение  в Махачкале не подчиняется никаким правилам и законам, кроме одного – автомобильного гудка. Все спешат, как на пожар, подрезают. Пересечение двойной сплошной считается здесь  в порядке вещей, а показывать поворотником намерение повернуть считается здесь дурным тоном. Запутавшись в Махачкалинских дорогах мы на светофоре спросили путь у пассажира остановившейся рядом машины, надеясь получить быстрое объяснение, типа «Туда, потом налево». Но не тут-то было. Человек, даже не включив аварийку, вышел к нам, всё подробно объяснил, как проехать, где свернуть, и только после этого, пожелав нам счастливого пути, сел в машину и поехал. На выезде мы столкнулись с пробкой на мосту. Рисуя в голове страшные картины аварии, мы были очень удивлены, когда оказалось, что пробку создали два товарища, которые что-то бурно обсуждали, ничуть не смущаясь тем, что занимают левый ряд. Но среди этого хаоса и дорожной неразберихи замечаешь, что как будто чего-то  не хватает. Не было слышно ругательств в адрес друг друга от водителей.

Для стоянки мы выбрали бывший пионерлагерь «Жемчужина». Пообщавшись с хозяином, договорившись об оплате за сутки в 500 рублей, мы поставили палатку на берегу Каспийского моря, в 20 метрах от воды. Несмотря на усталость и темноту, мы дружной компанией окунулись в волны Каспийского моря. Мы преодолели такой долгий и казавшийся бесконечным путь до Каспия, и вот мы здесь, после стольких дней путешествия и ночёвок в палатке, в степях, мы достигли нашей цели, моей мечты – такого далёкого и ставшего таким близким Дагестана.

Через два дня мы решили съездить в Дербент, в самый южный и самый древний  город России. Дербент как бы срисован из восточных сказок. Ухоженный, аккуратный.

Посетив ресторан и отведав там настоящего шашлыка из баранины, мы до позднего вечера гуляли по Дербенту. Этот город с его маленькими узкими улочками с гуляющими по ним коровами напомнил мне Кабул. Такие же кривые улочки, старики в национальных тюбетейках, сидящие на земле, женщины, выливающие из ведра прямо на дорогу. В какой-то момент начинает казаться, что ты находишься не в российском городе, а где-то в Азии, настолько Дербент отличается от других городов, даже от Махачкалы. Вино здесь тоже не стоит на прилавках магазинов, но мне удалось купить его из-под полы за смешную цену.

Начался путь домой. Обратно мы ехали через Ставропольский край, Элисту, Волгоград, Сызрань, Йошкар-Олу и Яранск. Также ночевали в палатке в степях, готовили на костре.

Мы побывали в Элисте 12 июня, в День России. Этот город напоминает Кирово-Чепецк до перестроечного периода. Здесь как будто попадаешь в прошлое, в Советский Союз годов 80-х. На улицах Элисты до сих пор стоят стеклянные стенды, на которых раньше располагались газеты «Правда». Ностальгия по тем счастливым временам, которые подарила нам страна  под названием Советский  Союз, здесь, в Элисте, ощущается особенно остро. На каждой улице здесь можно найти какой – нибудь символ той эпохи. Пожалуй, ни в одном городе из посещённых нами, не помнят и не любят так Советский Союз, как здесь. Нам довелось пообедать в столовой, полностью стилизованной под советские годы: при входе висят в рамках первые выпуски газеты «Правда», газеты «Известия» от 12 апреля 1961 года с портретом Ю.А. Гагарина, на стене висит ещё один символ Советского Союза – велосипед «Урал». Цены оказались вполне приемлемые, порции большими, а еда вкусной. Жаль, что национальное блюдо – суп из бараньих потрохов нам совсем не понравилось. Калмыкия – единственный субъект РФ, где вероисповеданием является буддизм. Заплатив за проезд в общественном транспорте 12 рублей за взрослого и 6 рублей за ребёнка, мы доехали до буддийского храма.

С грустью покинули мы  место, которое сыграло роль машины времени и на несколько часов вернуло нас в страну детства.

Оставшийся путь мы проехали без проблем и препятствий. Говорят, что путь домой всегда короче, чем путь из дома.

По пути решили побывать ещё в одном красивейшем месте – в Йошкар-Оле. Жаль, что у нас не делается ничего для досуга людей, как, например, в Йошкар-Оле, Саратове и  других городах. А если бы были у нас так обустроены места отдыха и прогулок, глядишь, и люди бы стали общительнее и добрее.

Кончились хорошие дороги, и мы поняли, что мы уже дома.

Собираясь в это путешествие, мы и сами до конца не верили, что сможем это сделать. Поломки  машины, отсутствие комфортных условий в пути – всё это, казалось, сделает невозможным наше путешествие. Главное, не сдаваться перед трудностями, они только закаляют, и верить в то, что всё у вас получится. Всё невозможное – возможно!

Мы уже писали:

От Чепецка до Дербента

  1. Пятачок 29.07.2015 в 13:44

    С удовольствием почитала, спасибо. Была в Дагестане в 1987 году, еще в советские времена. Была и в Махачкале, и в Дербенте (что же Вы не написали ничего о крепости Нарын-Кала?), и в Избербаше… Отдыхали в пансионате. Очень запомнилась погода: каждую ночь без исключения шел дождь (практически тропический ливень), утром, выйдя из дома, шли в таком тумане, поднимающемся от земли, что не видели своих ног до колена, а уже к обеду земля трескалась от сухости.
    Вода там плохая питьевая, с запахом сероводорода, поэтому пили только виноградный сок и бутилированную воду «Кармадон», ящик которой привезли из Северной Осетии — нас заранее предупредили. А Дербент поразил конечно, особенно Нарын-Кала. И базар, не рынок, а именно базар, с потоками крови из мясных рядов и мухами, яркими коврами, цветущими деревьями, узкими клочками… Восточный колорит, одно слово. Мне все очень понравилось тогда.

    Ответить
  2. Пятачок 29.07.2015 в 13:50

    И, кстати. вы добрались до Каспия, так в следующий раз доберитесь и до дельты Волги. Побывайте в Астраханском природном заповеднике, в жизни не пожалеете. Там обитает 250 видов птиц, многие в Красной книге, я своими глазами видела черных цапель — цариц. По узким протокам на моторке с егерем доберетесь до раскатов, а там и до Каспия рукой подать — 25 км. Рыбалка там знатная.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности