Алексей Семейшев: «Пластиковые карты для школьников — это удобно»

IMG_3735

Львиную долю, а именно 65,3% городского бюджета составляют затраты на образование. Расскажите, на что пойдут эти деньги и какие результаты увидят чепчане в итоге?

— Большую часть из этого объёма средств составляет заработная плата педагогов и работников системы образования, а это около 2300 педагогов и работников школ и детских садов. Кроме того, 9% из этих средств пойдут на оплату коммунальных услуг. В данный момент нам принадлежит около 40 зданий, и все они, естественно, содержатся за счёт бюджета города. Город оплачивает свет, тепло и прочие коммунальные услуги. Ещё 48,2 миллиона пойдёт на реализацию четырех муниципальных программ в системе образования. 30% средств заложено в бюджете на 2016 год на содержание имущества. Состояние наших образовательных учреждений требует серьёзных капиталовложений, и все деньги уходят на соблюдение предписаний надзорных органов и приёмку к началу учебного года. Это кровля, это ремонты помещений, противопожарная безопасность, это отопление и так далее. Несмотря на то, что к 1 сентября они принимаются в стопроцентном объёме, мы просто не в состоянии выполнить все предписания один раз  и навсегда. Это просто нереально, поскольку каждый год всплывают новые, достаточно серьёзные, замечания.

Кроме того, часто возникает необходимость аварийных работ. Бывает так, что кровля начинает протекать, и на её ремонт требуется 1,6 миллиона рублей. Вроде бы небольшая сумма по сравнению с 23 миллионами, которые выделяются на ремонтные работы, но если мы эту сумму разделим на 40 образовательных учреждений, то, в среднем, получится по 500 тысяч рублей на каждое учреждение. Это копейки по сравнению с тем, что требуется на выполнение предписаний. У нас сейчас во многих учреждениях должны быть заменены санузлы, в детских садах должны быть оборудованы эвакуационные выходы. Проблему с эвакуационными выходами мы решаем, но каждый из них стоит 700 тысяч рублей, а в каждом детском саду их 14. Вот и умножьте. И если сейчас взглянуть на старые детские сады, то они все фактически превратились в «ежи» из-за этих металлических выходов. Когда-то они строились по типовому проекту и соответствовали ГОСТу, а сейчас не соответствуют. Вот и приходится вырубать окна и оборудовать эвакуационные выходы. Я всегда говорил, что если те средства, которые нам выделяет город, мы бы тратили на развитие детских садов и на приобретение оборудования в школы, они были бы у нас самыми современными.

Но это же всё равно когда-нибудь закончится?

— Вы знаете, я, когда ещё работал директором школы, делал то же самое. Это бесконечный процесс, потому что делаем одно — появляется другое. Но, всё же, даже несмотря на это, образование в Кирово-Чепецке не стоит на месте. Я часто езжу по районам, бываю в их школах, детских садах и вижу, у нас они достаточно неплохие. Есть проблемные детские сады, в которые хочется вложить средства, обновить их оснащение, но денег, увы, пока нет. Это и каринторфский детский сад при школе, и 13-й детский сад. Когда приходишь в новые детские сады — восьмой и десятый — душа радуется, всё новое, красивое, а приходишь в детский сад, который лет 40 уже работает, там уже несколько иная обстановка.

IMG_3709

А что касается технического оснащения школ? Имеются ли в них проекторы, электронные доски и другие инновационные вещи?

— Это всё есть. Конечно, школы не оснащены ими в полном объёме, но современные средства обучения на данный момент имеются в каждой школе. Более того, сейчас благодаря компании «УРАЛХИМ» мы получили новый кабинет химии в школе им. Алексея Некрасова. Современное оборудование у нас имеется, здесь мы не стоим на месте, пытаемся его приобрести. Была соответствующая программа, по которой нам это оборудование поставлялось за счёт областного бюджета. И стоять на месте, несмотря на все трудности, мы не будем, потому что должны соответствовать новым федеральным государственным образовательным стандартам и выполнять требования государственного заказа. Конечно, по сравнению с 28-й школой в Кирове, где всё компьютерное и интерактивное, мы немножко отстаём, но уровень нашего образования всё же достаточно высок.

Не так давно в одной из школ Кирово-Чепецка родителей заставляли приобретать за свой счёт учебники, которые должны были выдаваться бесплатно. Ситуация завершилась уходом директора на пенсию, однако интересно, были ли сделаны соответствующие выводы и как организован контроль за обеспечением детей бесплатными учебниками?

— Произошло некоторое недопонимание. Да, образовательное учреждение обязано обеспечивать детей бесплатными учебниками, и когда мы начали разбираться в том случае, оказалось, что школьникам не выдали только некоторые учебники. И, как мне объяснили, школа заказала учебники, но не в том объёме, который требовался, именно из-за того, что директор сочла нецелесообразным закупать учебники, которые через год по новым стандартам окажутся ненужными.

В итоге получилось так, что общий язык родителям и руководителю найти не удалось. А ведь сейчас есть разные варианты обеспечения учебниками: например, электронные версии учебников. Компромисс можно было найти и не выносить это на суд общественности. Просто надо было с руководителем школы в данной ситуации поговорить, и я думаю, что она бы всё это решила.

На данный момент вопрос обеспечения детей учебниками находится под строгим контролем. У нас постоянно проходят планёрки и собрания с директорами школ, и мы, что называется, держим руку на пульсе в этом и других вопросах.

IMG_3724

В кирово-чепецких школах коммерческая компания из Омска продаёт так называемое «биомороженое». Расскажите, что это такое и насколько это безопасно для детей.

— Эту информацию я впервые услышал от вас. И мне удалось узнать, что да, действительно, эта фирма выходила на образовательные учреждения, она предлагала это мороженое, которое продаётся в аптеках. Насколько я понял, оно представляет из себя диетический продукт, который обладает оздоровительным эффектом. В аптеках оно продаётся по 40 рублей. Оно официально разрешено для питания детей. Детям биомороженое предлагается приобретать по 30 рублей.

Оно выдаётся детям в обязательном порядке?

— Нет, это всё по желанию. Никакой обязаловки. Если родители не согласны, то никакой директор школы не может их заставить. Представители компании направляют в школу заявку на участие в их оздоровительной программе, а директор и классные руководители доводят эту информацию до родителей, и если те согласны, то их ребёнку во время обеда выдаётся это мороженое. Я не вижу ничего плохого в этом.

IMG_3704

В 2015 году вам удалось обеспечить всех детей от трёх до семи лет местами в детских садах, а своей следующей задачей вы поставили обеспечить местами детей от 1,5 лет. Расскажите, какая работа в этом направлении уже проведена и что планируется сделать в этом направлении в 2016 году?

— Обеспеченность местами в детских садах детей от трёх до семи лет у нас, действительно, стопроцентная. Эта задача была поставлена президентом. В настоящий момент становится актуальным обеспечение местами в детских садах детей от 1,5 до 3 лет. А это, во-первых, возрастная специфика, во-вторых, набор в группы идёт не в том количестве, как в случае с детьми от 3 до 7 лет. Если в группу от 3 лет можно брать 22-24 человека, в зависимости от площади, то в группу до трёх лет можно набирать не более 15 детей. Плюс ростовые особенности таких детей.

К слову, нам удалось обеспечить детей от трёх лет местами в том числе и потому, что мы брали пустующие помещения, которые на волне демографического спада были переоборудованы в спортзалы, в театральные студии и так далее. Мы их переоборудовали в группы детского сада. Сейчас мы также будем рассматривать возможность возвращения пустующих помещений и переделки их под ростовые показатели детей от 1,5 до 3 лет. Сейчас идёт подготовительный процесс к решению этой проблемы. Мы ставим себе это целью на ближайшие несколько лет. Точные сроки озвучить едва ли возможно, потому что помещений осталось не так много, ведь большинство мы забрали и благодаря компании «УРАЛХИМ» и другим предприятиям открыли корпоративные группы. Такой большой объём только силами города, было бы, наверное, не осилить.

Поэтому будем смотреть, будем думать, однако вот так сказать, что завтра мы решим эту проблему, и все дети от 1,5 до 3 лет получат путевки в детские сады, я не могу.

В Кирово-Чепецке помимо муниципальных существуют и частные детские сады. Расскажите, сколько их всего и как осуществляется контроль за их деятельностью.

На данный момент в Кирово-Чепецке существуют два основных частных детских сада. Первый — это ИП Редер Инна Александровна, одна группа из 12 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Второй — детский сад «Улыбка», который является лицензированным детским садом. В нём сейчас 4 группы детей от 1 до 3 лет. Посещают его 84 ребёнка.

Вы же наверняка взаимодействуете с директорами муниципальных детских садов. А есть ли какое-нибудь взаимодействие с директорами частных садиков?

— Мы компенсируем родителям часть платы за место в этом детском саду. И наша бухгалтерия работает с этим детским садом. Каких-то контактов, связанных с совместными мероприятиями или обменом опытом, у нас пока нет, но мы планируем это.

Какова сейчас средняя плата за месяц в частном детском саду?

— Около 8 тысяч рублей. Кстати, частные детские сады занимаются детьми от 1,5 до 3 лет, потому что потом родители стараются устроить своего ребёнка в муниципальный садик. У нас уже с трёх лет начинается обучение детей. Эти детские сады обучением не занимаются. У них только присмотр и уход за ребёнком.

Уже год работает созданный на базе двух школ образовательный центр имени Алексея Некрасова. Каковы результаты его работы и стоила ли игра с объединением школ свеч?

— Я считаю, что игра стоила свеч, потому что если бы мы не объединили эти школы, мы бы потеряли здание школы №2, так как численность детей в ней падала. При проектной наполняемости 500-700 учеников численность их во второй школе была 200-300 человек. При этом от наполняемости школы напрямую зависела зарплата педагогов. Соответственно, любой педагог при первой возможности перейдёт работать в школу, где достаточное количество учеников, и, в конечном итоге, мы бы просто-напросто развалили школу. Поэтому появилась идея объединить две школы и создать центр образования. Конечно, спустя год сложно говорить о каких-то явных результатах. Это процесс планомерный, школа потихоньку набирает обороты. Сейчас в здании школы №2 будет заниматься начальная школа с 1 по 5 классы, также там расположится музей боевой славы. Он станет центром патриотического воспитания в городе, на базе этого центра существует поисковый отряд. А в здании школы №8 расположатся старшие классы. Оба здания в шаговой доступности. Сейчас идёт процесс становления, младшие классы переводятся во вторую школу, а старшие в восьмую. И я считаю, что это правильно.

Мы сохранили здание и создали условия для его развития, тем более, что немало средств вложил «УРАЛХИМа». Отремонтирован пищеблок, обновлены музей и класс химии. И сейчас эта школа встала на один уровень с нашими крупными школами, ведь численность учащихся там теперь достигает 800 человек.

Да, это поначалу было болезненно для горожан, которые окончили эти школы, но в итоге школа бы просто развалилась. На маленькую школу мы не смогли бы тратить такие средства, а соседние школы просто забрали бы всех детей к себе. Поэтому я считаю, что на тот момент это было единственно правильным решением.

IMG_3739

Гимназия №1 находится в областном подчинении. Как организовано взаимодействие с ней? Участвует ли директор в городских планёрках, интегрированы ли учащиеся в городские процессы?

Гимназия №1 является базовым образовательным учреждением в Центральном образовательном округе, в котором находится Кирово-Чепецк. Мы посещаем все мероприятия, которые проходят в стенах гимназии. Это и семинары, и конференции, и открытые мероприятия — во всех них участвуют наши педагоги. Гимназисты принимают участие во всех олимпиадах и соревнованиях, которые проходят в городе. У нас нет такого, что раз вы в областном подчинении, то идите и соревнуйтесь с КЭПЛ, ВГГ и так далее. Ничего подобного. Мы знаем уровень гимназии №1, мы им всегда рады, мы их награждаем, отмечаем. У нас только финансирование разное, а все мероприятия общие. Мы также приглашаем для участия представителей гимназии №1 на городской конкурс «Учитель года», хотя они участвуют сразу в окружном.

В школах города активно внедряются пластиковые карты, по которым ученики попадают в школы, а также обедают в школьных столовых. Подобные новшества вызывают настороженность у родителей. Расскажите, какую пользу несут эти карты?

— Действительно, мы в данный момент проводим эксперимент по внедрению проходной системы и организации питания в школьных столовых. Благодаря пластиковым картам ведётся учёт посещения ребёнком школы, а также по этим пластиковым картам обеспечивается школьное питание. Тенденция такая по всей стране. Мы с директором лицея ездили в город Глазов, посмотрели, как там организовано питание на переменах в большой школе, где обучается свыше тысячи человек. Ведь как было раньше и до сих пор есть в ряде школ: классный руководитель собирает деньги, несёт эти деньги в столовую… А сейчас, исходя из утверждённого меню, родители кладут на карту необходимую сумму денег, ребёнок с этой картой подходит к кассе, где с карты списывается стоимость обеда. И всё. Это освобождает учителей от сбора наличных средств. Это удобно.

Для родителей плюс от введения таких карт заключается в возможности контролировать приход ребёнка в школу. Также пластиковая карта гарантирует, что ребёнок не потратит выданные ему на обед деньги на различные сладости и газировку. Мы же раньше не получали зарплату на пластиковые карты, а теперь привыкли. К этому привыкнут так же, как и к электронному дневнику, электронному журналу и так далее.

Кирово-чепецкие школы в силу специфики города славятся уровнем преподавания химии. В частности, очень успешно работает проект «Школа – вуз –предприятие», который реализуется совместно с компанией «УРАЛХИМ». Расскажите об этом проекте и о том, как он будет развиваться в 2016 году. Ожидаются ли какие-нибудь новинки в плане сотрудничества с предприятиями города?

— Во-первых, от департамента образования хочу выразить огромную благодарность компании «УРАЛХИМ», которая нас поддерживает. У нас идёт активное взаимовыгодное сотрудничество, потому что мы предоставляем условия для подготовки высококвалифицированных специалистов, которые потом будут работать на заводе, а «УРАЛХИМ» помогает нам с обновлением материальной базы. В 2015 году, к примеру, в учебном центре имени Алексея Некрасова был создан кабинет химии. На сегодняшний день он, возможно, является лучшим кабинетом химии в области. Кроме этого у нас реализуется проект многопрофильного лицея. «УРАЛХИМом» было выделено 2,5 миллиона на работу с преподавателями из МГУ, ВятГУ и ВятГГУ, которые проводят дистанционные занятия с кирово-чепецкими школьниками. Эта программа помогает отыскать одарённых детей, которые потом поступят в лучшие вузы страны.

Вот такое взаимовыгодное сотрудничество. Я надеюсь, что в следующем году эта программа продолжится, также продолжим работу с педагогами, работу по химическому направлению.

Мы уже писали:

Алексей Семейшев: «Пластиковые карты для школьников — это удобно»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности