Как отвлечь ребенка от интернета?

Гость номера

21 февраля будет отмечаться День родного языка. В последнее время русский язык претерпевает большие изменения. Об этом мы поговорили с филологом Натальей Широковой.

 

Наталья Витальевна, как вы относитесь к реформе русского языка? Могут ли нововведения повлечь деградацию языка?

О реформе языка пока только говорят, документально это не зафиксировано. Другое дело, неоправданные заимствования, которые засоряют нашу речь. Такое языковое смешение не прибавляет нашей общей культуре и не способствует знанию родного языка. Тем более что почти у каждого иностранного слова есть русский синоним. Еще один негативный фактор – мы стали меньше читать книги. В основном, все сейчас пользуются интернетом, где сплошь и рядом орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.

Следовательно, неправильное представление о нашем языке формируется уже в детстве?

Да. В лексиконе людей очень  много просторечий, разговорных слов, взрослые часто коверкают слова, а ребенок все это повторяет. В советские времена речь дикторов Центрального телевидения являлась образцовой. А сейчас ведущие допускают ошибки. Ошибки встречаются и в периодической печати, и даже в учебниках!

Не считаю свободой слова, когда со сцены театра звучит нецензурная лексика. Ее не должны слышать дети. Да, речь актера должна отражать жизненные ситуации, которые проживаются на сцене, но это может быть разговорное или диалектное слово, но никак не нецензурная брань.

Как вызвать интерес ребенка к книге?

Моя коллега любит повторять: «Не надо воспитывать детей – воспитывайте себя». Если ребенок постоянно видит кого-то дома с книгой или в семье есть традиция читать книгу всем вместе вслух, то у него формируется преставление о чтении.

Книга должна поразить ребенка. В издательстве «Лабиринт Пресс» вышла книга Роберта Стивенсона «Остров сокровищ» с сюрпризами. Ребенок может открыть карту путешествий пиратов мира, или сундук капитана Флинта, или письмо на старый манер. Эта книга дает возможность ребенку познакомиться  с  интересной информацией, которая может увлечь.

К книгам, которые могут поразить воображение ребенка, можно отнести и произведение вятской писательницы Тамары Копаневой «Вятское далеко», в которой собраны наши сказки, все диалектные слова сопровождаются пояснениями, указано, как их правильно произносить, в ней чудесные иллюстрации. К книге прилагается игра, в которую можно поиграть всей семьей. Возможно, именно с этой книги у ребенка проснется интерес к чтению.

Сейчас и дети и взрослые много времени проводят в интернете. Как вы относитесь к сетевому жаргону?

Мозг развивается, когда развивается речь. Я воспринимаю интернет как данность. Но меня не устраивает язык на сайтах и в блогах, не устраивает интернет-сленг, который превращает детей в «Эллочек-людоедоедочек», когда им достаточно 30-40 слов для общения.

Как «достать» ребенка из интернет-пространства?

Каждый ребенок от природы наделен какими-то  способностями и талантами. Задача взрослых — помочь  их раскрыть, а если нет, то создать увлечение. Дети требуют вложений: ребенку нужно показать все многообразие мира. Мир не черно-белый, он полон красок.

Ребенок должен чем – то интересоваться, увлекаться, что-то создавать. То же самое могу сказать и о взрослых.

Наталья Витальевна, а как формировался ваш вкус к литературе?

Мой школьный преподаватель биологии Апполинария Григорьевна начинала свой урок с книги и заканчивала ею. Она читала минут десять-пятнадцать и обрывала чтение на самом интересном месте, после чего было невозможно не прочесть до конца. У моего папы была неплохая подборка книг о Великой Отечественной войне. Именно с книг о войне начался мой интерес к чтению.

А что вы сейчас читаете?

— Сейчас я читаю в основном детскую литературу, так как «учусь» в пятом-седьмом классах. Мне нравятся книги Наринэ Абгарян, особенно «Манюня». У белорусских писателей Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского есть замечательные книги «Я хочу в школу», «Гимназия №13», «Москвест» и другие. Нам хочется, чтобы ребенок добывал знания, а не получал их в готовом виде. В книге «Я хочу в школу» дети постигают историю и химию, разрабатывая способ спасения своей школы. Они сами делают открытия, в которые поверили взрослые.

Какое произведение является вашей настольной книгой?

Очень люблю книгу Вениамина Каверина «Два капитана», хотя мой любимый писатель — Михаил Юрьевич Лермонтов и мне интересен его Печорин из «Героя нашего времени». В книге «Два капитана» есть такие слова: «Если быть, то быть первым» — этот девиз мне помогал в жизни.

Русский язык формировали наши классики: Пушкин, Тургенев, Толстой… На ваш взгляд, могут ли современные авторы взять на себя эту функцию?

Они могут писать интересно, держать в напряжении читателя, но мне, как учителю русского языка, не очень нравится язык произведений. В свободное время читаю «Азбучные истины» — эту книгу составили словарные статьи, написанные популярными российскими авторами, теми, кто на сегодняшний день создают современную литературу: Людмила Петрушевская, Людмила Улицкая, Борис Акунин. Андрей Битов и другие. Кстати, я прочитала все произведения Бориса Акунина – это писатель, с которым хочется поспорить. Он берет какой-то исторический сюжет и перекладывает его на современные реалии, тем самым заставляя читателя обратиться к другим источникам и уточнить, как было на самом деле.

Со временем вятский диалект уходит из нашей речи. Большинство из нас старается говорить по-московски. Не теряем ли мы при этом свою самобытность?

— Язык наших бабушек очень сочный и яркий. Хотелось бы, чтобы наши дети имели  о нем представление, поэтому в школе в рамках курса «Литературное краеведение» дети знакомятся с нашими вятскими авторами, с нашим вятским говором.

Несколько лет назад был опубликован список из ста книг, которые формируют национальный культурный код. Согласны ли вы с этой подборкой?

Подборка очень интересная. Там представлены как многие произведения русской зарубежной  классической литературы, так и произведения современных авторов, среди которых есть те, что вызывают споры. Для того чтобы иметь представление о своей культуре, чтобы понимать те черты, которые нам присущи как нации, необходимо иметь представление прежде всего о классике. К тому же в ней  отображены те жизненные ситуации, через которые проходит каждый человек.

Всегда поражалась умению преподавателей хорошо выглядеть. Как вам удается на протяжении многих лет «держать марку»?

Изучение предмета проходит и через визуальный контакт с учителем. Когда преподавала в старших классах, для некоторых литературных произведений у меня были свои наряды. К примеру, когда мы проходили «Незнакомку» Блока, я надевала голубое платье.

Досье:

Дата рождения: 8 августа

Образование: высшее, филологический факультет  КГПИ.

Сфера деятельности: заместитель директора по научно-методической работе МБОУ гимназии №2, учитель русского языка и литературы.

Увлечения: книги, цветоводство и путешествия. Летом прошлого года удалось осуществить мечту — побывать в Тарханах, на родине Михаила Лермонтова.

Мы уже писали:

Как отвлечь ребенка от интернета?

  1. Аноним 14.02.2016 в 14:33

    И как же отвлечь ребенка от интернета? Вопрос есть, а ответа нет. на хрена тогда его задавать в названии?

    Ответить
    • Аноним 15.02.2016 в 09:35

      ВАм надо разжевать? Простых решений не бывает. Надо по-настоящему заниматься с ребенком, посвящать ему свое драгоценное время. Чтоб ему интереснее было с вами, а не в интернете.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности