Почему дети не хотят идти в школу?

DSCN6693

Некоторые родители первоклашек озабочены тем, что у ребенка нет желания идти в школу. О том, как получать знания с увлечением, рассказала педагог-психолог детского сада №2 Галина Распопова

Галина Александровна, почему у ребенка может пропасть желание идти в школу?

Хочется посочувствовать тем родителям, детишки которых в преддверии первого сентября заявляют о том, что не хотят идти в школу.  В норме этого быть не должно. Есть несколько причин такого развития событий.

Во-первых, раннее обучение, когда с первых лет жизни малыша начинают учить читать, считать и даже иностранным языкам. В первые годы жизни у детей еще слабо развито логическое мышление, соответственно, знания, связанные с абстрактным мышлением (числа, буквы) воспринимаются тяжело.

Родители забывают, что ребенок должен наиграться. В игре малыши учатся вести себя в обществе, познают окружающий мир и примеряют на себя различные социальные роли. И если уж учить ребенка со столь раннего возраста, то только через игру. При этом нельзя ругать его, если что-то не получается.

Вторая причина – запугивание детей школой. Родители, сами того не осознавая, могут сформировать у дошкольника негативное мнение о школе. К примеру, ребенок ослушался, а ему строго выговаривают, что в школе учительница не позволит так себя вести. Достаточно сказать подобные слова всего раз, чтобы у будущего первоклассника сформировалось отношение к школе, как к исправительному учреждению.

Тут могут «помочь» и старшие дети…

Совершенно верно. Ведь первое мнение о школе у ребенка формируется через отношение к ней значимых для малыша людей: родителей, братьев и сестер. Нельзя устраивать «разбор полетов» старшему ребенку, который уже учится в школе, при дошкольнике. Он не должен видеть негативное отношение к школе.

То есть информация о школе должна быть строго положительной?

Нужно стремиться к этому. Педагоги нашего детского сада ежегодно водят воспитанников на экскурсии в школу. В этом году мы с детьми побывали в гимназии №1, где дети увидели классные комнаты и своих будущих учителей. В полном восторге они остались от кабинета химии, где им показали различные химические опыты.

Может быть, не стоит спешить отдавать сына или дочку в школу?

Пойти в школу ребенок должен вовремя – не раньше и не позже момента, когда будет готов к процессу обучения, как интеллектуально, так и психологически. Оценку готовности дошкольника могут дать только специалисты, а не сами родители. Был в моей практике случай, когда мама и папа решили, что их ребенок должен еще год провести в детском саду. Они считали, что ребенок не готов к школе. При этом руководствовались только своими интересами, а не интересами ребенка.

Получается, позже отдавать ребенка в школу – тоже не совсем хорошо?

За этот лишний год ребенок может «перегореть» и утратить интерес к школе. В результате родители могут получить совершенно обратную, агрессивную реакцию ученика к процессу обучения. Кроме того, нужно учитывать, что первый год обучения – очень трудный период для самого ребенка. Лишние потрясения в это время детям совершенно ни к чему, и надо оберегать их от посторонних психологических факторов.

Времени до первого сентября осталось немного. Есть ли у родителей какие-то возможности заинтересовать ребенка школой?

Исправить ситуацию, конечно, можно. Но на это потребуются время и силы. С другой стороны, родители заложат хороший фундамент позитивного отношения к школе, а значит, и успешности своего ребенка.

Расскажите, как это можно сделать.

Первым делом мама должна провести свой анализ причин нежелания идти в школу. Необязательно задавать этот вопрос ребенку напрямую, достаточно спросить его о том, кто из ребят в детском саду не хочет становиться учеником. И после ответа можно поинтересоваться причинами такого нежелания. Ребенок начнет перечислять именно свои причины и свои трудности.

Если будущий первоклассник сожалеет о том, что в школе он будет лишен возможности играть, значит, у него не было комфортного перехода от игры к учебной деятельности. В этом случае нужно постараться сочетать учебу и игру, разрешать ребенку играть.

Бывает, у дошкольника не сформировалась социальная позиция школьника (ребенок не видит себя в роли ученика), которую можно сформировать достаточно быстро. Нужно просто играть в школу: сначала мама или папа – ученики, а их ребенок в роли учителя, потом – наоборот. В игре родителям нужно ответственно относиться к «урокам» и, вооружившись энциклопедией, давать сыну или дочке интересную информацию. Сюжет нужно постоянно развивать и вносить в игру новые элементы: сегодня появилась указка, потом новая книжка и т.д. Двух недель вполне достаточно, чтобы у дошкольника появился интерес к новой для него учебной деятельности.

Если у родителей не проходят опасения, стоит обратиться к психологу, который поможет определить причину отказа идти в школу и посоветует нужный алгоритм действий. Учитесь с удовольствием!

Досье:

Дата рождения: 1949 год.

Образование: высшее, педагог-психолог.

Семейное положение: замужем, имеет сына.

Хобби: чтение.

Любимая книга: К. Седых «Даурия», произведения А. Дюма и А.С. Пушкина.

Любимый фильм: «Девчата» Юрия Чулюкина.

Отдых: автопутешествия, в которых открыла для себя красоту Вятского края и Русского Севера.

Ранее сообщалось, что:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности