«Вдоль да по речке, вдоль да по Калиновке …»

Узкоколейка много лет связывала ТЭЦ с Каринторфом. С переходом ТЭЦ на газ часть «железки» — от разъезда «Новый» до ТЭЦ — была разобрана, а то, что осталось, продолжает служить микрорайону Каринторф «Дорогой Жизни».

Историю маленькой речки Калиновки нам рассказал Владимир Северюхин, старший научный сотрудник музейно-архивного центра.

Антикварные вагончики по сей день лязгают и скрежещут по этой дороге, влекомые столь же раритетным тепловозом. За окнами вагонов проплывают станция «Боево», остановка «Вернисаж». Далее — гаражи, гаражи и, наконец, разъезд «Новый». И невдомек пассажирам, ожидающим окончания поездки, что поезд везет их по руслу речки Калиновки, погребенной под железнодорожной насыпью.

Название речки – Калиновка — очевидно, того же происхождения, что и у прочих местных речек, Елховок да Ольховок. Видимо, некогда на ее берегах было множество кустов калины, что не прошло мимо внимания наших предков. Это сейчас ее ягоды не в чести, а в старину пироги с калиной почитались за лакомство.

Обнаружить сегодня место истока Калиновки вряд ли возможно — все давно перекопано. Одни утверждают, что оно теряется где-то в лесах за «Вэлконтом». Другие убеждены, что Калиновка имела родниковое питание, ибо болотного привкуса у ее воды не было. Напротив, на дне речки кипело немало ключей, с такой студеной водой, что зубы ломило. Особенно много ключей в Калиновке было там, где она протекала через деревню Красное. Калиновка делила деревню на две улицы. Одна из них совпадает с современной улицей Алексея Некрасова, только деревенская улочка была намного короче. На месте другой улицы, находившейся за речкой, после сноса деревни возвели подстанцию и целое «стадо» гаражей. Миновав Красное и лесной массив, речка поворачивала налево, к деревне Зоринцы. Там, за деревней, по дну оврага она устремлялась к реке Чепце, образуя в пойме дельту, густо заросшую ивняком. Под его сенью скрывалось болотце, в иные годы превращавшееся в небольшое озерцо.

Местечко это местные жители именовали Елохом. У Елоха была недобрая слава. Якобы там пропадала скотина и, что еще страшнее, – малые дети. Виновником этих несчастий объявлялось некое чудище, которое никто не видел, зато многие слышали. О странных звуках, принимаемых за вздохи, доносившиеся из болота, свидетельствовали многие старожилы, делившиеся детскими воспоминаниями. Видимо, так отражались в детской фантазии бабушкины страшилки с угрозами отдать внуков-неслухов за проказы на съедение чудовищу из Елоха. Сегодня место обитания этой «чепецкой Нэсси» изменилось до неузнаваемости.

Много позже перед Зоринцами была построена на Калиновке плотина, и устроен пруд, именовавшийся Боевским. По своим размерам пруд был значительно больше той ямы, что осталась на его месте в районе «Авангарда». Вдоль плотины был устроен пешеходный мостик. Водосток из пруда в Зоринский овраг был упрятан в трубу, проложенную под дорогой на Просницу. В 60-е годы дорога еще не выглядела прямым продолжением проспекта Мира, а располагалась правее. Спрямили дорогу в 70-х годах.

Первый удар судьбы Калиновка перенесла в 1942 году, когда была построена Каринская узкоколейка. В основном, руками женщин при участии пленных немцев и узбеков — трудармейцев был проделан колоссальный объем работ. Первоначально «железка» была проложена в обход деревни Красное, ближе к нынешней улице 60 лет Октября. Рельеф местности был очень сложным — строителям пришлось срыть склон огромного косогора, чтобы обогнуть деревню. Собственно, параллельно руслу речки Калиновки и отчасти по нему железная дорога легла лишь где-то в районе нынешнего лицея. Несмотря на то, что пленных немецких солдат заставили очистить русло Калиновки, строительством дороги речке был нанесен значительный ущерб.

Позже обнаружилось, что, как ни срывали косогор, он все равно представлял собой слишком крутой подъем. Чтобы взобраться на него, паровозикам Гр в связке с 18 — 20 вагонами торфа приходилось разгоняться изо всех сил. Мало того, для подъема на косогор подключали в роли толкача еще один паровоз. После того как паровозы брали эту высоту, следовал крутой спуск. Узкая колея не обеспечивала достаточной устойчивости, и поезда, случалось, падали. Падали и на въезде на косогор, и на спуске с него. К тому же паровозы Гр были очень неустойчивы из-за высоко расположенного центра тяжести, а на скоростях более 35 километров в час они еще и начинали раскачиваться.

Проблему попытался решить приехавший из Москвы Ю. А. Филимонов. Начинал он мастером в депо, а потом стал главным инженером Каринского транспортного управления. По его предложению углубили выемку, по которой шла узкоколейка, чтобы ликвидировать перепад высот. О глубине этой выемки можно судить, глядя на «железку» с пешеходного мостика, соединяющего седьмой и восьмой микрорайоны.

Объем земляных работ был проделан большой, половину речки уничтожили, но проблему это не решило. Оставался сложный участок пути в объезд деревни Красное. Окончательное решение проблемы было предложено пришедшим на смену Филимонову Б.И. Кушевым. По его решению участок пути, проходивший в обход деревни Красное, в середине 60-х годов спрямили, проложив его прямо по деревне, непосредственно по руслу Калиновки, что и явилось для нее смертным приговором. Этому предшествовали переговоры с руководством района и — особенно трудные — с жителями деревни Красное. В итоге необходимое решение было продавлено: узкоколейка на самом сложном прежде участке стала ровненькой, без опасных перепадов высот. А то, что осталось от Калиновки, превратилось в наполненную водой канаву, тянущуюся вдоль железнодорожной насыпи. Какое-то время, пока еще была жива деревня Красное, жители которой заботились о родниках, питавших Калиновку, поившую их самих и их огороды, жива была и речка, ставшая ручьем. Однако после того как деревня была снесена и на ее месте начали строить гаражи, родники были засыпаны. В итоге то, что когда-то было речкой, стало просто помойной канавой, в которую не стесняются сваливать мусор.

…И едут вдоль этой канавы антикварные вагончики, влекомые раритетным тепловозом, и невдомек их пассажирам, что путь их лежит по речке Калиновке, убитой и похороненной под насыпью узкоколейки.

Прости нас, Калиновка.

Ранее сообщалось, что:

«Вдоль да по речке, вдоль да по Калиновке …»

  1. Алексей 16.04.2017 в 14:12

    Раньше узкоколейка, в районе путепровода, проходила южнее действующей, ближе к «Карпатам», потом старую насыпь облюбовали под овощные ямы, которые впоследствии забросили хозяева. И которые сожгли, постепенно, друг за другом, местные пацаны.
    А рядом с железкой, в районе Красного села росли огромные лиственницы, которые прекратили своё существование в конце 90-х, прошлого столетия

    Ответить
  2. аноним 22.04.2017 в 18:54

    жить надо настоящим , смотреть в будущее.
    А то что здесь, что на чеп ру…обсосали и выложили фотки лавочек и урн, начиная с сорок лохматого года. Историю знать и помнить дело хорошее, когда без фанатизма.

    Ответить
  3. Наталья 25.05.2017 в 20:40

    Владимир Леонидович, спасибо Вам за прекрасный материал. Вы — прекрасный рассказчик.

    Ответить
  4. владимиир 26.07.2017 в 05:42

    хорошая статья . эмоционально ! я помню рассказы отца о 50—60 годах,когда он работал пом.машиниста. да и сам помню 70-е… спасибо еще раз за хорошую работу.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности