Сергей Опалев: «Робот не может заплакать»

В Казани прошла Всероссийская олимпиада по робототехнике, в которой участвовал ученик многопрофильного лицея из Кирово-Чепецка Сергей Катаев. Его преподаватель Сергей Опалев поделился впечатлениями от поездки.

— Сергей, откуда ваше увлечение роботами?

– Заняться робототехникой мне предложила директор школы около трех лет назад. Честно говоря, я в тот момент плохо представлял, что это такое. Роботы в моем представлении были фантастическими существами из далекого будущего, но как только эта чудо-техника появилась в нашей школе, все изменилось.

— Как проходил процесс обучения?

– Вначале я обучался сам и передавал приобретенные знания учащимся. Практически сразу же мы были вовлечены в различные конкурсы и соревнования по робототехнике на региональном уровне.

— Какой смысл ехать на конкурс, когда знаний и опыта еще маловато?

– Это огромный и незаменимый опыт. В Кировской области робототехника пока не сильно развита, поэтому мощной конкуренции у нас нет.

— Из чего вы делаете роботов?

– Из конструктора Lego.

— Вы серьезно? Так просто?

– Конечно, речь идет не об обычном конструкторе. Его самый главный элемент – это так называемый «кирпич», то есть блок, в который мы загружаем программу. В состав набора входят три мотора для того чтобы робот мог передвигаться, и датчики (касания, цвета, расстояния) для связи с «окружающим миром». Безусловно, робототехника в нашей стране только развивается, и мы на этом направлении отстаем от других стран на десятилетия. За рубежом уже чего только не создают!

— Что удалось создать вам с ребятами?

– В прошлом году мы ездили в казанский Иннополис, представляли творческий проект по сортировке мусора. Мы сделали имитацию города, по которому ездил робот, собирал баки с мусором, а затем отправлял их на станцию переработки отходов. На станции работал еще один робот, который сортировал отходы на стекло, пластик и прочие.

Однако творчество в робототехнике приходится проявлять нечасто. В основном, мы соревнуемся в таких моментах, как передвижение на время и т.д.

— Вы недавно вернулись со Всероссийской олимпиады по робототехнике. В какой категории участвовали?

– В категории «Локализация: карта». Задание состояло в следующем: робот находился в лабиринте, должен был найти груз и перенести его в определенную зону. Вроде бы, все просто, тем более что роботу известно, где располагается груз. Однако робот не знает, где он будет находиться во время старта. Соответственно, участнику конкурса необходимо перед испытанием загрузить в «мозг» робота карту, по которой тот будет передвигаться. Робот должен понять, где он находится, и после локализации выполнить задание – перенести груз.

Максимально участники могли набрать 100 баллов: 30 баллов начисляется за каждый груз (всего их три), плюс 10 баллов за то, что робот возвращается на исходную точку.

— Получилось ли у вашего робота локализоваться?

– Локализоваться-то получилось, но полностью выполнить задание и запрограммировать робота без ошибок все же не удалось, хотя на тренировках все прошло отлично. Безусловно, сыграло свою роль волнение, которое испытывает каждый участник. У нас было три попытки, и во время первых двух робот отказывался передвигаться. Во время третьей все вроде бы шло хорошо, но в какой-то момент он запнулся, и отведенное нам время вышло.

— У вас были свои болельщики?

– Конечно (смеется). Это надо было видеть! Во время нашего испытания, казалось, воздух звенел от напряжения. Даже судьи, видя наши старания, искренне за нас болели. Все вокруг желали, чтобы наш робот выполнил задание до конца. В таких конкурсах многое зависит от удачи и везения.

— Расстроились из-за неудачи?

– Нет, не расстроились. Мы заняли 15 место из 27, зато среди участников из нашего региона были первыми.

— Хороший у вас настрой, Сергей! А с каким настроением занимаются дети?

– Им интересно, но сложно, и особенно это касается процесса программирования. Собрать робота – полдела, а вот правильно задать ему алгоритм действий намного труднее.

Дорогое ли это занятие — робототехника?

– Базовый набор стоит около 30 тысяч рублей. К нему можно покупать дополнительные детали, датчики и т.д. Чем больше деталей, тем умнее робот. В то же время отмечу, что технического оснащения, которое имеется в настоящее время в нашей школе, достаточно для полноценных занятий.

— Нужны ли человечеству очень умные роботы? Не случится ли, как в фильмах, какое-нибудь восстание?

– Поверьте, будущее без роботов невозможно, но они должны помогать человеку, а не заменять его. Никакой даже самый технологически уникальный механизм не способен испытывать чувства и эмоции. Он может, к примеру, искупать малыша, накормить его, но выразить нежность и любовь – никогда. Человек всегда будет вне конкуренции.

Ранее сообщалось, что:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности