«Мы устали от унижения»: отчего подростки стали жестокими?

Когда в школах нашей страны что-то случается, начинают активно работать службы безопасности, идут проверки, собрания, лекции. Шутка ли – вооруженные нападения на детей! Быстро находятся виновные, делаются выводы…

Но копать придется намного глубже… Подростковая жестокость становится каким-то символом нашего времени… Но откуда тянутся ее ростки?  Почему в современном мире дети запросто хватаются за топоры и причиняют боль другим людям?

Утром 15 января двое молодых людей проникли в пермскую школу №127 и нанесли ножевые ранения нескольким четвероклассникам и учителю.

Оба подростка – ученики этой же школы, один из них был отчислен, другой продолжал обучение. В учреждение по крайней мере один из хулиганов попал по своему ученическому пропуску. Второго никто не задержал на входе.

Всего через несколько дней, 19 января, в школе Улан-Удэ девятиклассник с топором поднялся в кабинет на третьем этаже, где шел урок русского языка у седьмого класса. Судя по свидетельствам очевидцев, открыв дверь в кабинет, подросток бросил внутрь коктейль Молотова. Класс загорелся. А потом бандит начал рубить детей топором. Семь человек пострадали, в том числе учитель. Подросток хотел покончить с собой.

Во многих кирово-чепецких школах после ЧП проходит дополнительный инструктаж с людьми, которые пропускают посетителей в здание.

Так, в «Центре образования имени Алексей Некрасова» сотрудникам еще раз рассказали, когда можно применять тревожную кнопку. Руководитель учреждения Дмитрий Скурихин считает, что в пермской школе не сработали два пункта. Первое – в учреждении не оборудована тревожная кнопка. В Кирово-Чепецке такая кнопка есть во всех школах. По контракту, наряд полиции приезжает после нажатия кнопки через три минуты. Второе – в пермском учреждении был нарушен пропускной режим. Одного из молодых людей, судя по сведениям СМИ, пропустили в здание без документов.

Что касается физической охраны в школах, ее наличие зависит от активности родителей. К примеру, в одном из кировских лицеев родительский комитет на свои средства содержит крепких молодых мужчин, охранников, которые могут оказать сопротивление, если понадобится. В чепецких школах такого пока нет. Но только ли в охране дело? Бандиты в Улан-Уды спокойно пронесли топоры в рюкзаках. Никакая охрана не помогла.

Все идет из семьи, считает педагог с 37-летним стажем Надежда Викторовна. Современная жизнь так устроена, что родители  с утра до вечера зарабатывают деньги, заниматься детьми им некогда.

«Твердо уверена, что в субботу занятий в школах быть не должно. Выходные родители должны проводить со своими детьми: гулять, ходить в музеи, на экскурсии. Если бы было голосование за пятидневку, я бы голосовала за нее. Сегодня дети оторваны от родителей, а нужно, чтобы время, которое семья проводит вместе, увеличилось», — рассуждает Надежда Викторовна.

Поинтересуйтесь вечером, как дела у вашего подростка, все ли в порядке в школе. Если что-то в его поведении не устраивает, не кричите, не запрещайте, а попытайтесь объяснить, почему вам не нравятся его решения.

Часто у взрослых не хватает сил на детей вовсе не из-за работы, а из-за … бутылки. Педагоги бьют тревогу – число пьющих семей увеличивается. Когда ребенок с детства видит алкоголь, когда за любую провинность получает подзатыльник, решает конфликты с помощью ругани и кулаков, он считает это нормой. Подросток просто не понимает, что может быть по-другому, поэтому и в школе выходит из сложной ситуации тоже через драку.

В Перми оба вооруженных хулигана оказались из благополучных семей. Это другая сторона – вседозволенность. В семьях, где есть достаток, у детей складывается ощущение, что от любого проступка можно откупиться. Напроказничал – мама заплатит, и все забудется.  Значит, все можно! Свои права дети сегодня четко знают, а обязанности – нет. К решению школьных конфликтов нередко подключаются и родители, они тоже сегодня четко знают свои права и часто больше требуют, чем сами пытаются помочь своему чаду. А вот у учителя прав все меньше… Получается, единственное, что может педагог – взывать к здравому смыслу и взрослых, и детей, звонить в тревожный звоночек, если понимает, что что-то происходит с ребенком.

Большая ответственность ложится на плечи классного руководителя, но результат будет только тогда, когда родители с учителем смотрят в одноу сторону, мамы и папы адекватно воспринимают замечания в адрес своих детей, а учитель понимает тревоги родителей. Школа занимается воспитанием, но если учитель в школе говорит одно, а в дома происходит другое, результата не будет.

Семейный психолог Лариса Кочурова видит проблему в другом. Дети не понимают педагогов, учителя — детей. Но из двух ссорящихся сторон одна должна быть мудрее. Если подросток повышает голос, а учитель «зеркалит», получается, что между ними знак равенства? Кто же тогда научит детей терпению, выносливости?

«Отчего агрессия? Люди разучились быть терпимыми. Мы не умеем принимать ошибки других. Поэтому взрослые поневоле начинают перевоспитывать детей и делают заступ на их территорию. И подростки  готовятся к обороне, — считает Лариса Кочурова. — Они не сразу начинают конфликтовать. Сначала они проверяют, делают попытку вступить со взрослыми в контакт, настроить диалог, когда не получается, готовятся к обороне. А способы черпают из окружающего мира. Человек со слабой волей хочет походить на супермена, а самодостаточный подросток может сам себе помочь. В сложной ситуации он задумывается, к чему приведут его действия и можно ли поступить по-другому. И выбирает путь не агрессии».

Роль классного руководителя сегодня – это роль второй мамы., говорит психолог. Когда дети идут в класс жить, а не только учиться, это уже момент воспитания. Хотя воспитать, уверена Лариса Кочурова, это ломать. Воспитание детей – это воспитание себя.

«В присутствии ребенка мы контролируем себя. И это процесс приносит радость: «Ой ты мой маленький контролер! Хорошо, что ты есть на свете!». Мы не злые, мы уставшие от непонимания и унижения. Почему люди не включаются в диалог? Потому что у них эмоциональный перегруз. Мы разучились показывать свои эмоции, мы их скрываем, чтобы не было еще хуже. И дети наши не видят правильных реакций. Давайте попробуем разговаривать с детьми на языке чувств. Не спрашивать с порога: «Ну что там у тебя?», а «Я вижу, что ты устал. Что случилось?». Подросток тоже переживает, он расстроен, возможно, он совершил ошибку, найдите выход вместе с ним».

Что же нам делать? Навести порядок в себе и в своей семье. Находить время для своего ребенка. Выстраивать с ним диалог. Тогда даже самый сложный подросток пойдет на контакт со взрослыми, а это дает надежду, что конфликт будет разобран и решен «мирными средствами».



«Мы устали от унижения»: отчего подростки стали жестокими?

  1. Школа ПЕРЕСТАЛА ВОСПИТЫВАТЬ детей!
    Только учебный процесс, а на остальное им наплевать!
    Это можно понять — за это не платят!
    Опять же нет общественных организаций, типа Пионерия и Комсомол.
    Вот в итоге и получаем дебилоидов!

    Ответить
    • Дюдюка Барбидокская 27.01.2018 в 23:59

      Школа — это общеобразовательная организация!!! Воспитание детей — это прямая обязанность родителей, но 95% из них эту обязанность игнорируют, считая, что если они покупают то, что ребенок просит, кормят его и т.п., то это воспитание, не понимая, что это забота, причем неправильная, например ваши…

      Ответить
      • Оно по вам и видно!
        Вы наверное пидагод? Отсюда всё и идёт!
        Будем учить,а воспитывать не будем, не хотим!
        Вот и нет у молодёжи НИ КАКИХ норм и правил поведения, даже к учителям!
        Обучение без воспитания НЕ ВОЗМОЖНО и наоборот!
        ИМХО

        Ответить
        • Горожанин 29.01.2018 в 08:05

          Расскажите, какие есть возможности у учителя воспитать того, кто не слушает и не понимает?? Сюсюкаться с каждым по полчаса времени нет, у учителя конкретная задача — дать знания за определённое время. Если дети хотят получить знания — они получают, не хотят — их не заставить. Или может быть вы что-нибудь посоветуете?

          Ответить
        • Виктор Че 29.01.2018 в 10:57

          Вот от таких родителей и получаются отмороженные дети. Всё бы за них кто-то бы делал.

          Ответить
          • Дюдюка Барбидокская 29.01.2018 в 12:29

            Виктор Че и Горожанин!
            Благодарю вас за поддержку в донесении элементарных норм воспитания и обучения до Гостя, но, к большому сожалению, ему этого не понять… Ему и его чаду, даже замечание делать опасно, в лучшем случае пошлют…

            Ответить
        • Дюдюка Барбидокская 29.01.2018 в 12:24

          Приятно осознавать, что я права. Что же касается правил русского языка, то правильно писать педагог, от слова педагогика, что касается моего места работы…, к счастью я не работаю в школе и детском саду (что можно дать ребенку, когда его родителей, бабушек, дедушек и прочую родню воспитывать надо…), а задача педагогического работника дать дополнительные знания (еще можно попробовать что-то воспитать, но только своим примером). Советую почитать Сухомлинского, у него очень доступно написано про роль воспитания в семье. Вам воспитывать ваших детей не надо, воспитайте себя и они возьмут с вас пример. Удачи.

          Ответить
          • Меня воспитывали родители, школа (не в последнюю очередь) пионерия, комсомол (тоже замете в школе), армия и двор, в котором я жил.
            А вас Сухомлинский!
            Честно говоря, я думал, что в школе учителя (по крайней мере в наше время так было), а сейчас в школе пидагогические работники.

            Ответить
            • Дюдюка Барбидокская 29.01.2018 в 16:18

              У нас в школе тоже учителя были, а детском саду воспитатели, в кружках и секциях хормейстеры, хореографы, тренеры, а все вместе они являются педагогическими работниками, но вы этого не понимаете, вам лишь бы поорать на просторах Интернета… И дворовые компании воспитывали людей, и армия, НО в первую очередь родители. Сухомлинский, как раз и писал о роли семьи в воспитании ребенка, он замечательный учитель, как и те учителя, которые меня хотя бы научили писать правильно. Нет смысла вам доказывать элементарное, вас не исправить… (видимо плохо воспитывали родители, школа (не в последнюю очередь) пионерия, комсомол, армия и двор, в котором вы жили). Счастливо оставаться!

              Ответить
    • Аноним 29.01.2018 в 14:34

      Вы серьезно? Т.е. можно родить ребенка, отдать его в школу и там все сделают, да? Прикольно, я всегда думала, что родители детей должны воспитывать детей, а школа должна их обучать.

      Ответить
  2. Аноним 27.01.2018 в 21:36

    А почему вся вина на школу? Все идёт из семьи. У родителей некоторых нет ни времени, ни желания, ни толку воспитывать детей. И нервы ни к черту. Сегодня на улице одна «мамаша» ударила своего ребёнка за детскую шалость со снегом, ещё наорала и сказала, что в Ганино отправит. Бедный мальчик лет 7-ми заревел. И если это постоянно, что из таких детей вырастет? Вот и результат. Жёсткость в первую очередь воспитывают родители

    Ответить
  3. граждане, а про интернет почему никто не говорит? все эти проблемы в воспитании были и раньше. только вот сейчас в отличие от раньше можно такое дерьмо в интернете увидеть, что крыша поедет. нужно меньше интернета и больше свежего воздуха, чтобы мозги хорошенько проветривало от дерьма

    Ответить
  4. Спиридон 28.01.2018 в 14:49

    Вспомните слова Н.Островского из романа «Как закалялась сталь» о том как надо прожить жизнь? Зачем такие произведения исключили из школьной программы?. Вот и получаем дебилив не знающих слово ЧЕСТЬ!

    Ответить
  5. «А ШКОЛА ТО ЧИВО НИ ВАСПИТЫВАИТ?!» — кудахчут дебилы. Школа должна дать знания, а воспитывать это задача семьи. Нет толку воспитать нормального человека — вазектомия и перевязка труб вам в помощь. Но вам же нужно наследников ваших ущербных генов и клоповников. А еще бабки от гос-ва. Плодитесь как не для себя, а потом кудахчете о пионерии и комсомолец. Никто вам ничего не должен, одноклеточные.

    Ответить
  6. Нужно определится-что должна делать школа.или давать знания или воспитывать.все в комплексе е получается.в противном случае ребенок должен находится в школе 24 часа и на одного ребенка должно приходится 3-4 взрослых

    Ответить
  7. Эх молодёжь молодёжь!
    В наше время школа и учила, и развивала, и воспитывала!

    Ответить
    • Дюдюка Барбидокская 29.01.2018 в 18:20

      В школах, детских садах и других образовательных учреждениях (художественная школа, школа исскуств и др.) и учат, и развивают, и воспитывают, только большинству современных детей на это плевать, как и им родителям, они всех посылают, что-то требуют и все усилия педагогических работников сходят на нет. Например, несколько лет назад наблюдала такую картину: мать с ребенком вышли из автобуса, ребенок пошел к урне выбросить билет, мать догнала ребенка, схватила за руку и заорала, чтобы он бросал прямо на асфальт, ребенок лет 3-х еще пытался объяснить матери, что надо в урну выбрасывать, как его учили в детском саду… Если спустя 10 лет этот ребенок мусорит на улице, я не удивлюсь, что виноватым сделают воспитателя и учителя… (кстати, такую же ситуацию наблюдала и с коробкой из-под сока, а на замечания мамаши обматерили).

      Ответить

Добавить комментарий для Алекс Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности