Игорь Дубинников: «В школе не учат осознанности»

Как современным подросткам выбрать свой путь? И как найти общий язык с порой не очень дружелюбным миром взрослых? А какую роль в этом определении играют родители?

Мы поговорили о профессиональном самоопределении с тренером технопарка «Сколково» Игорем Дубинниковым. Уже скоро он приедет в Кирово-Чепецк на большое родительское собрание.

О профессиональном самоопределении рассказывает тренер технопарка «Сколково» Игорь Дубинников.

Игорь, у вас за плечами большой опыт работы с персоналом на крупных предприятиях. Но в последнее время вы уделяете много времени проблемам подростков…

– Да, вместе с родителями и подростками мы ищем пути из тупика, в который многие семьи сегодня попадают.

В чем этот тупик заключается?

– Я считаю, что каждый человек по своей природе предприниматель, потому что всю жизнь что-то предпринимает, чтобы жить. А все источники утверждают, что предпринимателей от силы один процент в мире. На мой взгляд, базовый выбор, который большинство современных людей не могут сделать как предприниматели, приводит к тому, что они не деятельны с самого начала.

А как могут стать деятельными современные подростки?

– В школах не преподают такой предмет как осознанность. Из-за этого таланты детей порой не раскрываются, человек не имеет привычки к саморефлексии, к накоплению информации о себе в виде размышления о жизни.

Что получается? Люди живут короткими перебежками в рамках какой-то одной выбранной профессии, ищут стабильности, а не ищут каркас внутри себя. Но если найти подход к подростку, научиться строить с ним разговор, то он уже к 17 годам может стать самостоятельной и зрелой личностью, способной и зарабатывать, и получать удовольствие от жизни.

Когда начинать разговор о профессии? Когда ребенок уже школьник? Или еще раньше?

– Первый осмысленный разговор может состояться в 10 лет. Этот рубеж с точки зрения психологии называется переходным возрастом. Начинать разговор можно в тот момент, когда родители видят у ребенка интерес. Но интерес не появится, если родители постоянно ведут эти разговоры, если навязываются…

Как вписаться органично в жизнь подростков? Они же не такие, как мы…

– Самое интересное для человека – это он сам. И когда родители помогают подростку исследовать себя, дальше намного интереснее двигаться в сторону того, как это применить.

Любые гипотезы, которые возникают, нужно проверять! А давай попробуем этот мастер-класс, давай сходим на такую-то экскурсию, почитаем этого исследователя. Это перевод замысла в действие, а не зацикливание на уровне «может быть, когда-нибудь попробуем».

В чем состоит функция родителя? Его работа, скажем так…

– На мой взгляд, родители отвечают за осознанность. Это основная компетенция, которая затем раскроет все остальные. Для меня родитель — это человек, который вносит вклад в общество за счет воспитания гражданина. Часто дети после тренингов готовы пересматривать свои взгляды, готовы меняться, но возвращаются домой и не находят поддержки у родителей, потому что те – «не в формате». Задача тренера – чтобы разговор про самоопределение был поддержан и теми, и теми.

12 февраля вы приедете в Кирово-Чепецк на городское родительское собрание. О чем будете разговаривать с горожанами?

– Компания «УРАЛХИМ» вместе с муниципалитетом реализуют проект, направленный на профориентацию школьников. Тему своего выступления я определил так: «Как выстроить доверительные отношения с подростками?».

Многое, что нас раздражает в современных детях, на самом деле нормально. Мы видим, что подростки все время с гаджетом, думаем, что это плохо. Мы не знаем, чем они интересуются, потому что они онлайн, а мы здесь, оффлайн. Родителям достаточно сесть рядом с детьми, посмотреть, чем они заняты. А может, ребенок станет разработчиком игр? Может, записать его в кружок программирования? Ну и пусть он бросит эту идею через три месяца, зато поймет, что это не его путь. И пойдет искать свой.

Какие профессии окажутся востребованными в будущем?

– В «Атласе новых профессий» описаны очень интересные виды деятельности, например, «архитектор по строению внутренних органов в 3D печати для трансплантации». Или «консультант по инвестициям в человека». Но вопрос не в том, как будут называться профессии будущего, а в том, как будет решаться та или иная проблема. Какими компетенциями будут обладать подростки, чтобы стать нужными обществу. К примеру, программирование и навык работы с искусственным интеллектом точно потребуются, но рассматриваются они не как отдельная профессия, а как системное мышление. Сегодня из-за ЕГЭ оно уходит, но наличие системного мышления – один из важных компонентов образования.

Кирово-Чепецк маленький город. Могут наши дети стать востребованными?

– Востребованность не зависит от размеров города. Чтобы выйти за рамки, нужно понять, что мир – это большой шар; есть интернет, и найти нужных экспертов, наставников в любой области, в любой точке мира, сегодня несложно. А это автоматически выход за пределы Кирово-Чепецка. В выборе будущих компетенций советую идти от противного: брать ручку и вычеркивать те профессии, которыми подросток точно не хотел бы заниматься. Когда круг интересов определится, потребуется помощь родителей. Их задача чутко относиться к тому, на что направлен интерес детей, поддерживать их. Не пускать процесс выбора будущего на самотек.

Ранее сообщалось, что:

Игорь Дубинников: «В школе не учат осознанности»

  1. Наталья 28.01.2018 в 22:27

    Билет на этого тренера-болтуна в Кирове стоит 4000 руб ! А в Чепецке сколько будет стоить ?

    Ответить
    • Татьяна 29.01.2018 в 11:06

      В Чепецке на мастер-классы вход бесплатный. Его же Уралхим приглашает.

      Ответить
  2. у меня муж на этого тренера ходил в Кирове. Говорит, очень полезно. Знания стоят денег, надо это признать.

    Ответить
  3. Марина 29.01.2018 в 11:10

    Уважаемая редакция, напишите, когда это собрание будет по времени, спасибо.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности