Город трех Т: Кирово-Чепецку — 63

28 марта 1955 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Кирово-Чепецкий Просницкого района был преобразован в город Кирово-Чепецк, с отнесением в его черту села Усть-Чепца и нескольких окрестных деревень.

Население города в 1955 году составляло 16 000 человек. В 1990 году городская черта была расширена за счёт присоединения находящегося за рекой Чепцой посёлка Каринторф. В 1992 году численность населения Кирово-Чепецка достигла максимального значения — 100 тысяч человек. В 1993 году в состав города вошли пригородные населённые пункты: деревни Ганинская, Поповщина, Стародумово, Злобино, Гарь, Боёво, Утробино, Северюхи, железнодорожный разъезд Боёво и часть посёлка Пригородный. В 2017 году, по информации Кировстата, население города составляло 73 279 человек. 

Сведения об истории нашего города хранятся не только в пыльных папках архивов. Многое сберегает для нас и живая человеческая память…

О памяти народной — статья старшего научного сотрудника музейно-выставочного центра Владимира Северюхина.

Поколения за поколениями наследуют драгоценные крупицы истории, передавая их изустно, от одних рассказчиков другим, не менее красноречивым и вдохновенным. Так рождается особый фольклорный пласт истории – легенды, были, сказания…

Некоторые считают такую историю единственно подлинной, поскольку она, по их мнению, является свободной от цензуры, конъюнктуры и угодничества перед сильными мира сего. Другие, напротив, приравнивают такую «историю» к слухам, ибо никто из компетентных лиц не озаботился подтвердить ее подлинность официальными документами.

Мы же, со своей стороны, можем лишь дать уверения в том, что все нижеизложенное опирается на подлинные воспоминания очевидцев и непосредственных участников описываемых событий, репутация которых в наших глазах безупречна.

Итак, в те времена, когда могучие тополя в нашем городе еще только сажали, а не спиливали, как ныне, совсем еще юный Кирово-Чепецк называли «городом трех Т» — по начальным буквам фамилий руководителей крупных предприятий: Терещенко, Тимонюка, Троегубова. Так тысячеустая народная молва отметила ту выдающуюся роль, которую сыграли эти люди в судьбе Кирово-Чепецка.

Яков Филимонович Терещенко был директором химзавода, Александр Петрович Троегубов руководил стройкой, а Михаил Матвеевич Тимонюк возглавлял ТЭЦ. Все трое принадлежали к «поколению титанов» – масштабы их личностей соответствовали героическому времени, выпавшему на их долю. Вместе с тем каждый из них имел некие особинки в характере, заметно проявлявшиеся благодаря «волшебному зеркалу власти».

Яков Филимонович Терещенко остался в памяти людей как созидатель, гуманист, подлинный «отец города», особо благоволивший к детям и спортсменам.

Александра Петровича Троегубова вспоминают как человека высококультурного, на редкость справедливого и скромного, благодаря чему он имел огромный авторитет даже у таких отчаявшихся людей, как заключенные зон, откуда в те суровые годы черпалась почти дармовая рабочая сила, возводившая город.

Михаил Матвеевич Тимонюк был волевым человеком. Руководство электростанцией он принял в 1943 году. В ту пору Кирово-Чепецкая ТЭЦ была самой мощной в области и имела важнейшее оборонное значение. В Кирово-Чепецком рабочем поселке Михаил Матвеевич ощущал себя полновластным хозяином. Стиль его руководства, да и поведения сегодня сочли бы авторитарным, что было характерно для многих руководителей военного времени. Однако в случае с Тимонюком, по воспоминаниям современников, все усугублялось своеобразными чертами характера, прежде всего — невероятным упрямством и болезненным ощущением собственной значимости. Убедить Тимонюка в чем-либо противоположном его мнению было делом немыслимым. Он из принципа все делал наоборот. Прямым следствием непростого характера директора ТЭЦ явилась история со строительством Горбатого моста.

А дело было так. Тогда большая часть населения обитала в поселке ТЭЦ, который в те годы был ухоженным, утопающим в зелени и довольно многолюдным.

Особенно бойким было место у клуба «Заря» — сюда отовсюду стекались люди, чтобы приобщиться к «важнейшему из искусств». По вечерам там яблоку негде было упасть. К тому же за клубом была устроена волейбольная площадка, где до самых сумерек взлетал над сеткой мяч.

Картину портило только то, что рядом с «Зарей» был переезд через железную дорогу, по которой из Каринторфа шли составы с топливом для электростанции, и на этом переезде образовывались адские пробки. Дело в том, что на территории ТЭЦ была устроена весовая, и пока проходила неспешная процедура взвешивания вагонов, огромный «хвост» из них в буквальном смысле слова «железной стеной» перегораживал поселок надвое. Ни проехать, ни пройти, а шнырять под вагонами себе дороже…

Не раз предлагали Тимонюку разрешить тем или иным способом проблему, доставлявшую много неудобств всему поселку. Предлагали ему перенести весовую в глубь территории ТЭЦ или, наоборот, вынести ее за пределы станции, где «хвосты» составов никому не помешают. Но Тимонюк в очередной раз уперся и показал всем, кто здесь хозяин.

Только из-за этой его прихоти и пришлось построить Горбатый мост как единственно возможный способ преодоления начальственного каприза. И стоит он памятником случившемуся некогда ведомственному конфликту, и продолжает исправно нести свою службу, хотя давно не грохочут под ним составы с торфом, да и сами рельсы уже разобраны…

Нельзя сказать, что директор ТЭЦ Михаил Матвеевич Тимонюк был глух к нуждам людей. Напротив, заботясь о работниках электростанции, он в 1958 году распорядился построить над железнодорожными путями неподалеку от проходной ТЭЦ мостик — пешеходный переход. Вызвал строителей и поставил задачу – чтоб был. У него поинтересовались, есть ли чертежи? Он ответил: «Какие вам еще нужны чертежи? Я вам сейчас сам все нарисую!» Ему возразили – чертежи необходимы, и чтобы там все размеры были, например, высота ступеней… Тимонюк недовольно поморщился. Встал. Поднял ногу – вот такой высоты ступени делайте!

Десятилетие спустя другой человек, Никита Сергеевич Хрущев, примерно так же соизмерял своим державным телом размер туалета в предлагаемых народу будущих «хрущевках»: «Уж если я здесь поместился, то и все здесь поместятся!» Очевидно, это был «стиль эпохи».

А история с Горбатым мостом получила неожиданное продолжение. С продуктами в то время было неважно. Вот и решил Михаил Матвеевич Тимонюк, что неплохо бы электростанции обзавестись собственным свинарником. И место для свинарника уже присмотрел…

Но тут все его «капризы» ему и припомнили. Председатель горисполкома Иван Васильевич Потапов идею устроить в городской черте свинарник похоронил — показал, кто в городе хозяин. А в 1968 году на месте несостоявшегося свинарника Яков Филимонович Терещенко построил каток с искусственным льдом, четвертый в нашей стране. До той поры такие катки имелись только в городах-миллионниках. А еще позднее на этом месте был воздвигнут ледовый дворец «Олимп-Арена».

Сложись история начальственных взаимоотношений иначе, может быть, не было бы сейчас никакого Горбатого моста, зато был бы на месте ледового дворца… свинарник! Неисповедимы пути создания городской инфраструктуры…

Мы уже писали:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности