Дорога жизни

Жители поселка Каринторф называют узкоколейку дорогой жизни. И верно: в микрорайон, отрезанный от большого Чепецка большую часть года, по ней везут продукты, почту, лекарства, а оттуда — заболевших людей и даже молодоженов на торжественную регистрацию брака.

Как сегодня поживает легендарная узкоколейка и что помнит она, а главное, работавшие на ней люди, с тех времен, когда по ней круглосуточно шли составы?

Топливо

Анатолий Яковлевич Егоршев 15 лет из своей длинной трудовой жизни обеспечивал ТЭЦ-3 в Кирово-Чепецке топливом. Еще во время учебы в Московском торфяном институте он попал на производственную практику на Каринское торфопредприятие, а после учебы выбрал для работы знакомый Кирово-Чепецкий район. Тогда при ТЭЦ-3 был топливно-транспортный цех, и в обязанности Анатолия Яковлевича входила организация выгрузки торфа и угля до бункеров. Торф шел по узкой железной дороге из Каринского, Прокопьевского и Бурмакинского торфопредприятий, а уголь – из Свердловска и Челябинска.

«Приходило по 6 тысяч тонн в сутки, – вспоминает Анатолий Яковлевич. – Наша задача была не допустить прогорания топлива в бункере. Помню, мороз был градусов 30, но люди работают. Диспетчер дает каринскому машинисту сигнал подать состав в разгрузочный сарай, а машинист не умеет этого делать. Один раз попробовал – не получилось, второй, третий… Бункеры уже пустые стоят! Диспетчер звонит мне, спрашивает, что делать. Я с местным машинистом бегу к паровозу и кричу каринскому: «Вылазь из паровоза!». А он не подчиняется. Однако с помощью некоторых слов удалось убедить его. Все обошлось, топливо подали на разгрузку».

А однажды осенью шел состав из Каринки под гору на большой скорости, не устоял – полсостава ушло под откос. Колеса – в одну сторону, торф – в другую… Анатолию Егоршеву пришлось организовывать подъем вагонов. Помогли местные бульдозеристы, крановщики, трактористы.

Тепловозы

Василий Афанасьевич Касаткин по привычке приходит в ремонтное депо в 6 утра. Мастер железнодорожного участка осматривает состав, который сегодня отправится до Чепецка. Когда коллектив собирается к началу рабочего дня, мастер проводит планерку, раздает задания на день. Как минимум два раза в неделю Василий Афанасьевич сам садится в поезд и делает контрольный объезд дороги смотрит, в каком состоянии рельсы.

На узкоколейке Василий Афанасьевич работает уже 47 лет, пришел сюда после армейской службы слесарем, потом стал механиком, заместителем начальника цеха машиностроения, главным инженером Каринского транспортного управления, начальником КТУ. Вышел было на пенсию, но вернулся, и теперь снова мастер.

«Длина узкоколейки была 240 километров! А сегодня осталось 10 километров. Объем вывоза торфа был в пределах 1 млн тонн в год, коллектив более тысячи человек, дорога проходила по трем районам – Кирово-Чепецкому, Куменскому и Слободскому. В 70-е годы транспортное управление развивалось бурно, оснащение узкоколейки было как на широкой колее освещение, ремонтное депо, специалисты. Работа кипела день и ночь, отдыхать было некогда!»

Василий Афанасьевич в депо

Сегодня в наличии два тепловоза и четыре вагона. Но дорога нужна. Бывает, машиниста поднимают ночью, потому что нужно вести человека в больницу. По-другому до города не добраться, потому что дорогу размыло в межсезонье. Машинист заводит тепловоз и везет больного в сопровождении медработника иногда в кабине тепловоза, иногда в вагончике.

Оставшимся двум тепловозам больше 20 лет. Оба были изготовлены еще в 90-е годы на Камбарском машиностроительном заводе в Удмуртии. Каринские тепловозы хоть и старенькие, но держатся неплохо. Когда один находится в ремонте, в рейс выходит второй. Так и заменяют друг друга. Мелкий ремонт выполняют сами машинисты, а серьезный специалисты в депо. Хотя осталось их всего ничего, весь коллектив 30 человек: пенсионеры да люди предпенсионного возраста, молодежь не идет на узкоколейку.

Дорога

Исключением можно назвать Александра Шикалова. Он пошел по стопам отца и уже больше 10 лет работает машинистом. Александр считает тепловозы надежными и крепкими. Все рычаги и кнопки, все системы в кабине работают как новые.

«Любая техника равно или поздно ломается. Поэтому стараемся поддерживать в работоспособном состоянии то, что у нас есть. Еще бы финансировали хотя бы закупку запчастей, а то сейчас с ними плохо», – признался Александр.

машинист за работой

За день поезд делает пять рейсов до Чепецка и обратно. В дороге проводит 39 минут в одну сторону. Тепловоз тянет вагончики с малой скоростью, но бригаде все равно нужно быть начеку. Бывали случаи, когда приходилось экстренно тормозить, чтобы не сбить разгуливающего по путям зеваку.

Помощник машиниста Виктор Коробейников называет тепловоз кормильцем, потому как для жителей Каринторфа он единственный шанс добраться до «большой земли».

помощник машиниста на станции «Техническая»

Проводники

Проводница Вера Васильевна помнит, как 13 вагонов с пассажирами ходили и на ТЭЦ, и до Белой Холуницы. Помнит открытые вагоны, без крыши, со скамейками и столиками…

Зимой бригада проводников приходит к поезду в 5 утра, чтобы затопить печь и нагреть вагоны. Каждый день проводники убирают золу, раз в неделю протирают стекла. За вагонами нынче следят хорошо, считает Вера Васильевна, регулярно подкрашивают их внутри и снаружи.

Как-то везли больного на носилках прямо в тамбуре в вагон было не забраться. В апреле, в самое бездорожье, в вагоне ехали молодожены регистрироваться в Чепецке, нарядные, счастливые. Пассажиры возили в поезде кур и гусей, поросят, а однажды теленка. 

О будущем

Сейчас узкоколейку обслуживает компания «Оскар», а деньги на ее содержание выделяет городской бюджет. Жители Каринторфа мечтают о новом мосте через реку Чепцу, тогда «большой мир» станет доступнее. А тепловозики уйдут на покой. Вроде бы и правильно, а с другой стороны жалко. Иногородние специально приезжают посмотреть на чепецкую узкоколейку, так что она вполне может считаться брендом района.

Нам бы сохранить дорогу как часть нашей истории. Но при этом дождаться моста…

Ранее сообщалось, что:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности