Надежда Фирюлина: “Важно услышать каждого ребенка”

Надежда Фирюлина преподает физику в лицее. В межшкольном чемпионате «УРАЛХИМиЯ» она победила в личном зачете как самый активный пользователь соцсетей. В преддверии Дня учителя мы поговорили о профессии и о призвании.

Надежда Витальевна, как вы считаете, физика – сложный предмет?

– Однозначно. Физика требует не только серьезных математических знаний, но и умения работать с материалом. Наверняка многие скажут, что физику не понимали и не любили. Моя работа заключается в том, чтобы сделать это знание понятным. Я стараюсь дать детям логику изучения материала. Не голые формулы, а что стоит за ними: реальный объект или явление и как его следует изучать. Физика – это и есть окружающий мир.

А вот астрономии долгое время не было в школьной программе. Детям это интересно?

– Элементарный вопрос: чем объясняется смена времен года?

Земля находится ближе или дальше от Солнца…

– Так ответит процентов 80. На самом деле смена времен года в основном связана с наклоном оси Земли. Мы сейчас как раз приближаемся к Солнцу, хотя у нас скоро зима. Просто солнце больше освещает южное полушарие, а мы находимся в северном. Многие взрослые не могут на этот вопрос ответить правильно. Вот и результат отсутствия образования – незнание элементарных вещей.

Если исходить из системы ЕГЭ, как вы можете охарактеризовать результаты ваших учеников?

– Набрать 100 баллов по физике достаточно сложно. Выше 80 баллов – уже высокий результат. У меня были ученики, которые сдавали на 96 и 98 баллов, немного недотянули из-за невнимательности.

Чем современные ученики отличаются от тех, которые были 20 или 10 лет назад?

– Дети изменились. Наверное, сказывается клиповое мышление, поэтому у современных детей хуже стало с математикой, с памятью (это замечают многие учителя). Но дети стали более активными. Для них как будто нет авторитетов. Каждое поколение разное. Оно не плохое, оно просто другое. Поэтому нам, учителям, нужно просто менять подходы к обучению, искать новые.

Ваши ученики разработали проект, связанный с экономией электроэнергии, об этом много писали. Что с этим проектом сейчас?

– Основная задача проектной деятельности – развитие исследовательских умений учащихся, критического и творческого мышления. Мы с детьми рассчитали стоимость проекта модернизации системы освещения в школе, его экономическую эффективность, окупаемость. Но реализация этого проекта требует больших денежных затрат на начальном этапе. Хотя школа потихоньку меняется – появляются кабинеты со светодиодным освещением, что является частью данного проекта.

Были ли другие перспективные проекты?

– В прошлом году мы разработали QR-коды для достопримечательностей нашего города, чтобы каждый мог подойти и прочитать информацию об объекте с помощью своего смартфона. Осталось только распечатать и повесить. Думаем в этом году продолжить работу над проектом.

Четыре года назад был разработан проект умной детской площадки, которая способна вырабатывать электрическую энергию. Этот проект на всероссийском конкурсе в Уфе занял второе место. Но площадка рассчитана на получение энергии в том числе от солнца, а у нас его почти нет. Поэтому нужно искать новые подходы к рассмотрению данной проблемы. Например, преобразовать площадку в экопарк: дети будут приходить и учиться экономии электроэнергии на примере альтернативных источников.

Как вы все успеваете: и преподавать, и вести проекты?

– Загруженность очень сильная. Уроки, ежедневная подготовка к ним, проверка тетрадей, классное руководство, классные часы, родительские собрания, конкурсы, олимпиады… Учитель – это призвание. Нужно понять и услышать каждого ребенка.

Вы часто принимаете участие в профессиональных конкурсах, что это дает?

– В 2001 году я в первый раз участвовала в конкурсе «Учитель года» в Кировской области и в России. К тому времени отработала всего шесть лет. Удивляюсь, как я вообще тогда согласилась. С тех пор конкурсов было много. Последний конкурс, в котором я участвовала, – IV Всероссийский конкурс профессионального мастерства в сфере информационно-коммуникационных технологий для работников общеобразовательных учреждений. Это дистанционный конкурс по применению различных компьютерных технологий. Я стала победителем. Такой опыт – это повышение квалификации.

На фоне других городов каков уровень чепецких школ?

– Кирово-Чепецк в тренде, у нас используются современные технологии. Конечно, у нас нет возможностей Москвы и Петербурга, нет возможности посещать лаборатории при МФТИ или «Бауманке». Но мы сотрудничаем с компаниями «УРАЛХИМ» и «ВЭЛКОНТ», которые помогают с закупкой оборудования, обучением наших детей, созданием системы непрерывного инженерного образования.

Надежда Витальевна, поздравляю вас и ваших коллег с профессиональным праздником – Днем учителя!

– Спасибо.

Ранее сообщалось, что:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности