«Ненастье» Алексея Иванова – фильм и книга

Библиотека им. Н. Островского в преддверии своего 70-летия, которое отмечается в декабре, знакомит читателей с новыми книгами.

Фильм по одноименному роману Алексея Иванова «Ненастье» на этой неделе идет по каналу «Россия-1» и уже собрал свой круг поклонников. Даже среди тех, кто редко смотрит телевизор, премьера этого фильма – событие значимое, ибо режиссер его Сергей Урсуляк, создатель легендарной «Ликвидации» и современной экранизации «Тихого Дона». Главное ожидание от фильма – качество и масштабность. С одной стороны, ожидания оправдываются – продукт добротный. С другой стороны, работа сценариста дала о себе знать – изменилась сама логика повествования и действующие лица романа.

Действие книги охватывает почти 20 лет – с 1991 по 2008 годы, а также воспоминания об афганской войне (один эпизод из середины 80-х). Если в начале романа героям по 25 лет, то в конце за 40. Помимо тяжелого жизненного опыта – война, бандитизм, перестройка социальных формаций, которая коснулась всех, – накладываются и возрастные изменения, которые дают психологическую мотивацию для поступка главного героя – с чего вдруг тихий Немец (Герман Неволин) взял и ограбил своего хозяина? За такой большой период качественно меняются эпохи, появляются персонажи, характерные для одного времени и нехарактерные для другого. Между тем в фильме все действие укладывается в 8-9 лет, из-за чего возникают своеобразные «анахронизмы» – например, предприимчивый следователь «нового времени» из конца нулевых, который привычно договаривается о денежном вознаграждении от заинтересованной стороны, для 90-х все-таки еще не был типичен.

Отдельная «боль» любой экранизации – это измененные или вовсе уничтоженные персонажи. Совершенно «не такие» два ключевых героя книги – это Татьяна, любовь Германа и главаря «афганцев» Сереги Лихолетова, и ее отец Яр-Саныч. У обоих есть биографии, которые не попали в фильм. Плюс исчезла целая половина этой семьи – мать и старшая сестра Татьяны и ее муж, которые сыграли определенную роль в жизни Тани и Яр-Саныча, что непосредственно отразилось на сюжете. Не из-за алкоголизма отца, а из-за ощущения собственной ненужности 15-летняя Татьяна сбегает из перенаселенной квартиры и становится любовницей Сергея, который, кстати, старше ее на 10 лет. Это демонстративное и скандальное сожительство с малолеткой главаря «афганцев» – еще один нюанс эпохи 90-х, когда одновременно размылись нормы морали и «обессилел» Уголовный кодекс. Отец Татьяны, которого в фильме блистательно играет Сергей Маковецкий, не всегда был безумным алкоголиком. Заслуженный спортсмен, уважаемый человек, ведущий юношеской секции не справляется с эмоциональными нагрузками, которые дает новое время и неблагополучие в семье – изменения происходят постепенно и трагически необратимо.

Еще одна из неизбежных потерь – это стиль и язык повествования. Одна из примет фирменного стиля Алексея Иванова – это описание природных явлений и смены времен года в городе и за его пределами. Как элемент авторского стиля они проявились уже в раннем романе «Географ глобус пропил». Описания всегда эмоциональные, даже экспрессивные. Весь «трешняк» вдруг отходит на второй план, а вместо него – ослепительная красота звездного неба афганской ночью или весеннего города с его «бездонными» из-за отражающихся в них многоэтажек лужами. Таким образом, история с бандитскими разборками вдруг поднимается до уровня высоких образцов русской прозы.

Мы уже писали:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности