Сказки творят чудеса. Разговор со сказкотерапевтом

Чудес не бывает, говорят скептики. «Еще как бывают!» – улыбнется мама, которая 15 лет ходила по врачам, бабкам и светилам науки в поисках ответа на вопрос, почему она, вроде бы здоровая женщина, не может выносить малыша. А теперь он рядом, сопит в кроватке.

«Бывают чудеса», – скажет папа, забирая сына из больницы. Год назад ему поставили серьезный диагноз, но нашелся врач, который поставил ребенка на ноги, и теперь на своих двоих малыш отправляется в мир. «В чудеса нужно верить, чтобы жизнь не стала тяжелым бременем», – скажет сказкотерапевт. Так почему важно верить? И чему научит сказка? На наши вопросы ответила сказкотерапевт Людмила Тюнькина.

Сказкотерапевт помогает исцелить характер и поменять мироощущение человека. Помощь специалиста требуется тем, кто потерял радость жизни, имеет трудности с воспитанием детей, проблемы в супружеских отношениях, кто нетерпим к другим или агрессивно настроен, занимается самоедством или слишком рьяно следует догмам. Сказкотерапевт знает, как исцелить болезнь характера. Делает он это с помощью разных приемов, но обязательно через сказку.

«Есть в нашем направлении формула «Многократно повторенное символическое действие меняет реальность». Благодаря различным инструментам мы повторяем действия, например, проигрываем ситуацию в песочнице, пишем сказку, а потом ее просто читаем или читаем по ролям, – рассказала Людмила Тюнькина. – Так взрослый проигрывает пути выхода из своих проблем в маленькой форме. Вся наша жизнь состоит из архетипических сюжетов, они повторяются. Иногда человек застревает на каком-то этапе ситуации, но с помощью знания об этом сюжете можно найти выход. В сказках эта дорога уже известна».

Кто придумал эти выходы, сказать сложно, но ясно, что еще наши предки руководствовались ими. Мы можем не разглядеть их в сказке умом, но сердцем почувствуем точно. Многие взрослые переживают общую проблему – нехватку денег, неудовлетворенность жизнью. А это, объясняет сказкотерапевт, потеря веры в чудеса, когда человек берет всю ответственность на себя, и это становится бременем. А когда человек верит в чудеса и понимает, что можно сотрудничать с Мирозданием, можно у него попросить снисхождения или блага, жить становится проще. А еще сегодня многие из нас болеют неблагодарностью. Хотя каждый может быть благодарен за то, что есть крыша над головой, хлеб на столе, рядом близкие люди, дети.

«В этом отношении мы работаем со словами «благодарность», «достаток». Мне достаточно того, что есть, хотя это не значит, что я не стремлюсь к лучшему; я благодарю достаток, который ко мне уже пришел. Основа сказкотерапии – это психология индивидуальности и философия вдохновения: я ищу урок во всем, даже в трудностях, они помогают мне стать сильнее и больше не совершать тех ошибок, которые я совершил», – пояснила сказкотерапевт.

Возьмем сказку «По щучьему веленью». Все мы выросли на версии «По щучьему веленью, по моему хотенью» и воспитали не одно поколение потребителей. А в изначальном варианте заклинание звучало так: «По щучьему веленью, по Божьему произволенью», то есть все, что созидает, делать можно. И мало кто знает, что в сказке «Снежная королева» Андерсен в уста Герды, искавшей Кая, вложил молитву «Отче наш». Старинные сказки были про сотрудничество с Мирозданием: я вместе со Вселенной делаю общее дело, и оно во благо и мне, и миру. Вот поэтому мы говорим, что сказка учит добру.

Людмила Тюнькина рекомендует читать детям народные сказки, изданные в 50-х годах прошлого века. Они меньше подвержены редакции, а в 60-х годах из них начали активно убирать все про высшие силы. Однако советские мультфильмы хороши, потому что их герои четко определены: злые – страшны, а добрые – красивы. Советские художники рисовали положительных персонажей прекрасными и одухотворенными, рисовали от души. Чем не могут похвастаться многие современные мультфильмы. Образы добра должны быть красивыми и приятными, иначе у детей возникает внутренняя путаница: почему монстр совершает добрые дела? Понимание победы добра над злом должно быть четким, считает психолог. Хотя и среди сказок нашего времени есть хорошие, к примеру, сказки Сергея Козлова и Евгения Клюева.

Отучать ли детей от сказок? Не стоит, потому что в них есть глубокие настройки; в сказках отдыхает воображение, происходит восПИТАНИЕ ценностными ориентирами. Если верить в чудеса, взрослеть не страшно, ответственность за принятые решения не кажется бременем. Вот почему можно только радоваться, если дети верят в Деда Мороза. Он – один из символов чуда, а человек нуждается в волшебстве. Вера помогает понять, что жизнь – сама по себе настоящее чудо, которое дается не просто так. А еще мудрые люди не зря говорят: «Думай о хорошем – мысли материальны».

фото: xvatit.com

Мы уже писали:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности