Своим примером повышая статус учителя

«Учителем года» в Кирово-Чепецке стал молодой преподаватель истории и обществознания лицея Алексей Суслов. 

Алексей Владимирович, какое впечатление произвел на вас конкурс «Учитель года»?

– Я думал, что будет намного проще. Но потом понял, насколько высок уровень подготовки каждого участника. За 10-15 минут нужно продемонстрировать систему работы, которая складывалась годами. На таких конкурсах можно встретить неординарных людей – они показывают все самое лучшее, делятся своим опытом. Для меня участие в конкурсе – это большой скачок в развитии, стимул к дальнейшей работе, уверенность в себе. Я увидел, что тоже что-то могу и умею.

В преподавательской практике вы используете интерактивные методы обучения. Современных детей можно учить, только развлекая?

– Обучать можно любыми методами, но если мы хотим достигнуть лучших результатов, то должны заинтересовать ребенка в получении знаний. Люди с детства приучены к игре, поэтому такое обучение намного эффективнее. Например, в основе сторителлинга лежит интересная история, занимательная или жизненная ситуация в историческом контексте. Иногда достаточно ее просто рассказать, чтобы увлечь ребенка. Более сложный метод сторителлинга – когда включаются сами ученики. В игровой форме мы даем фактический материал, который необходимо запомнить.

Детское жюри тоже выбрало вас. Для вас это показатель педагогического успеха?

– Конечно, я же работаю с детьми. К тому же детское жюри – это будущие учителя, дети, которые хотят связать свою жизнь с наукой, с педагогикой. Правда, это было неожиданно, как и сама победа в конкурсе. Я до последнего не верил, что выиграю.

В своем конкурсном задании вы смоделировали ситуацию, в которой президент страны предлагает рассказать вам о своей работе. А если бы была реальная возможность поговорить с президентом, что бы вы ему сказали, о чем спросили?

– О статусе учителя в нашей стране. Положение учителя – это показатель отношения к нему со стороны государства. Неприятно, когда педагогика воспринимается как профессия неудачников, которые не смогли получше устроиться в жизни. Сейчас, кстати, очень многие дети об этом говорят. Понятно, что такое отношение идет из СМИ. При этом профессия очень сложная, важная, нужная и интересная. Считаю, что личным примером повышаю статус учителя.

Современные дети интересуются историей?

– На самом деле интерес к предмету развивает сам учитель. Если учитель хорошо подает этот предмет, то и детям становится интересно. У меня была одна ученица, которая сказала: «Спасибо за то, что благодаря вам я полюбила историю». Да и я в свое время полюбил историю благодаря школьному преподавателю.

Виртуальные игры и сериалы сказываются на восприятии истории учениками?

– Часто игры формируют неправильную оценку истории. Очень многие игры о Второй мировой войне создаются иностранными компаниями. Там показывают, что и техника у наших союзников или противников была лучше, и воевали они лучше, чем Советский Союз. И дети начинают воспринимать это именно так.

Задают ли вам ученики вопросы, на которые не можете ответить?

– Думаю, у любого учителя такие вопросы были. Например, очень многие школьники в 11 классе интересуются различными видами танков. Это тоже связано с виртуальной игрой. Они разбираются в толщине брони, в качестве стали, в технических особенностях того или иного танка. Я так подробно этим не интересуюсь, хотя сам служил в танковых войсках. На эти вопросы я не могу ответить. С другой стороны, это стимул дополнительно изучать тему.

Считается, что для изучения иностранных языков и точных наук нужны способности. А нужны ли они для изучения истории?

– Для того чтобы знать историю, нужно полюбить предмет. Это все. Будешь любить предмет, будешь его знать. Другое дело, что часто у детей идет отторжение материала, потому что им кажется, что это невозможно выучить. Но наша задача в том и состоит, чтобы сделать сложное интересным. Иногда сложно перестроить ребенка с простого заучивания на анализ. Я им постоянно говорю, что главное — не выучить, а понять.

Кем бы вы стали, если бы не стали учителем?

– Возможность стать кем-то еще у меня была. Я себя очень долго искал, не сразу пришел в педагогику. У меня мама педагог, и я видел, насколько это сложно, какая большая ответственность лежит на педагоге. Но когда я провел свой первый урок, то вышел с таким ощущением, что нашел свое. Хотя и было страшно в начале.

Современный школьный учитель какой он?

– Креативный, стрессоустойчивый, интересный и, желательно, молодой. Хотелось бы побольше видеть в этой профессии мужчин. Для детей это очень важно. Они почему-то воспринимают мужчин более лояльно. Мне легче, чем женщинам в этой профессии, – не нужно прикладывать дополнительных усилий, чтобы детей к себе расположить.

Ранее мы писали:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности