Ирина Логинова о непростой сфере ЖКХ

17 марта работники ЖКХ отметят профессиональный праздник. Об изменениях в работе рассказала директор ГУЖЭК №6 Ирина Логинова.

Ирина Алексеевна, сколько лет вы работаете в сфере ЖКХ и как в нее попали?

В Кирово-Чепецк я приехала в 1985 году и сначала работала в техническом отделе ИТУ №5. В 2000 году приятельница позвала меня на работу в производственно-экономический отдел «МУЖЭП», которое в то время возглавляла Эмма Александровна Хохлюшкина. Я решила сменить сферу деятельности и согласилась, да так и осталась в ЖКХ по сей день.

Ожидания совпали с реальной картиной?

Нет, конечно. Я думала, что жилищно-коммунальное хозяйство гораздо проще, чем оказалось, да и присутствовал стереотип в виде вечно полупьяного слесаря. На обслуживании «МУЖЭП» в то время, кроме жилых домов в Кирово-Чепецке, находился жилой фонд, котельная, очистные сооружения и водозабор микрорайона Каринторф. Требовались серьезные технические знания, так что весь мой профессиональный опыт пригодился, да и поучиться тоже пришлось.

В каком состоянии тогда находился жилой фонд? 

В запущенном. Тариф на обслуживание жилья много лет не менялся, соответственно, общее имущество домов практически не обслуживалось денег на эти работы не было.

С каждым годом ситуация усугублялась. В 2004 году большая часть домов ушла под управление частных ЖЭКов, и к 2006 году на рынке обслуживания жилых домов в Кирово-Чепецке остались два муниципальных предприятия  МУП «ЖКХ мкр Каринторф» (нынешний ГУЖЭК №6) и МУП «ЖЭК №6». Тарифы постепенно росли, и ЖЭКи приступили к исполнению своих обязательств перед собственниками.

Велика ли разница в перечне проводимых в домах работ?

Очень большая. В середине 2000-х годов, к примеру, о ремонте подъездов никто даже не помышлял. Работа в основном была направлена на ликвидацию аварийных ситуаций. В то время протекающие крыши и холодные батареи были обычной ситуацией, практически каждое утро в любом ЖЭКе начиналось с огромных очередей возмущенных собственников. С 2010 года во всех подъездах обслуживаемого нами жилого фонда ремонт выполнен уже по два три раза.

Получается, что ни делается — все к лучшему, в том числе и реформа ЖКХ?

 Совершенно верно. На начальном этапе реформирования значительно улучшило ситуацию в ЖКХ выполнение капитального ремонта по Федеральному закону №185, благодаря чему было капитально отремонтировано 80% кровель старого жилого фонда. До этого мы ежегодно латали кровлю заплатами по 5-20 метров каждая.

Сколько домов под управлением вашей организации?

Сегодня на обслуживании МУП «ГУЖЭК №6» находится 140 домов. Есть в Кирово-Чепецке такие дома, которые переходят от одной обслуживающей организации к другой. Они все время находятся в поиске лучших условий, а манны небесной все нет, поэтому поиски продолжаются. Но если частная управляющая компания может отказаться от обслуживания какого-либо дома, то муниципальное предприятие нет.

Вы имеете в виду проблемные дома малосемейки, бывшие общежития?

Не только, это и дома со скатными кровлями, которые опасны сходом снега, это и ветхие, аварийные дома, и социально-неблагополучные дома. Например, дом №59 по улице Ленина, где по три-четыре раза в год горят квартиры (при этом гарью покрываются и места общего пользования), постоянно бьют стекла, расписывают стены и т.д. Частичный ремонт мы там проводим ежегодно, бывает, и по нескольку раз.

Такие дома вряд ли возьмут конкуренты. Кстати, все ли мирно между конкурентами на рынке ЖКХ?

 С частными ЖЭКами у нас нормальные рабочие отношения. В последнее время на рынке появился ряд новых управляющих компаний, иногда они предлагают нашим собственникам свои услуги. Активной агитации по поводу перехода в другие управляющие организации не было уже давно, хотя время от времени такие попытки предпринимаются.

А муниципальное предприятие вообще заинтересовано в прибыли?

Любая коммерческая организация заинтересована в прибыли. Но собственник МУПа – муниципалитет, поэтому полученная прибыль направляется не на премии сотрудникам и не частному лицу, а на социальную и другие сферы жизни города. А часть прибыли мы вкладываем в благоустройство придомовых территорий и обновление детских площадок.

В прошлом году начали замену антенн для приема цифровых телеканалов. Но этот процесс приостановлен, так как проверяем информацию, что расходы по обеспечению трансляции 20 бесплатных каналов должны нести не собственники, а операторы связи, имеющие сети в домах.

Ирина Алексеевна, все МУПы постепенно реорганизуют и превратят в коммерческие организации. Муниципальные ЖЭКи ждет та же судьба?

Скорее всего, да. Но собственником предприятия останется муниципалитет, поэтому никаких серьезных изменений не предвидится.

Поздравляем вас и ваших сотрудников с профессиональным праздником!

Мы уже писали:

Ирина Логинова о непростой сфере ЖКХ

  1. Аноним 17.03.2019 в 20:21

    В чьих кошельках от этого звенит?
    По мнению членов Общественной палаты Кировской области, выгодоприобретателями во всей этой ЖКХашной вакханалии становятся ресурсоснабжающие организации: в своих заявках на установление тарифа они стремятся максимально переложить на потребителей все риски и извлечь прибыль. Так, к примеру, в заявочной компании 2018 года на планируемый период 2019-2023 год АО «Кировские коммунальные системы» предложило увеличить тариф на водоснабжение еще на 40%.
    Судя по тому, как помогает ресурсникам получать прибыль правительство Кировской области, на лицо явный сговор, главным действующим героем в котором выступает губернатор. Ведь, как констатировали эксперты ОПКО, в соответствии с губернаторскими указами два года подряд – в 2017 и в 2018 году – в Кировской области были установлены максимально разрешенные Правительством РФ индексы повышения коммунальной платы: 4,8% и 7,39% соответственно.
    При этом для жителей области повышение в 2018 году составило 4-5%, а в Кирове аж 7,29 процентов. И надо учесть, что согласно официальной статистике, кировчане составляют 40,2% всех жителей региона.
    «По нашему мнению, – прокомментировали эксперты ОПКО, – такой резкий подъем уровня платежей экономически вряд ли оправдан. В выступлениях руководителей ресурсоснабжающих компаний отмечается потребность в увеличении инвестиционной составляющей тарифа, в связи с чем якобы увеличиваются платежи населения. Однако такой аргумент не может служить основанием, а объемы выполненных инвестиционных планов и программ не подтверждают необходимости такого увеличения».
    Для большинства кировских семей такая тарифная свистопляска становится непосильной, ведь в отдельных населенных пунктах и домах областного центра коммунальные платежи приближаются к уровню прожиточного минимума в регионе. Например, тариф за Гкал в поселке станции Вятка Кирово-Чепецкого района на 1 полугодие 2018 года составил 7691 рубль, в селе Рябово Зуевского района – 5330 рублей, в городе Яранске у МУП «Вулкан» потребители платят за Гкал 7148 рублей.
    Серьёзное общественное недовольство, по информации Общественной палаты, возникает вокруг тарифов, установленных для ООО «Газпром теплоэнерго Киров», которая занимается эксплуатацией блочно-модульных котельных в заречной части г. Кирова, пгт. Вахруши, пгт. Мурыгино, мкр. Радужный, мкр. Долгушино и в Куменском районе.
    «Это новые, недавно построенные котельные, – комментируют члены ОПКО, – но тарифы на тепло у них в 2,5-3 раза выше, чем в городе Кирове, что связано с процессом возврата затраченных на их возведение инвестиций через аренду построенных котельных у собственника. Механизм возврата в данном случае явно не отвечает социальным критериям и нуждается в детальном анализе с участием специалистов финансовых, налоговых и правоохранительных органов, в противном случае использование таким образом газовых котельных подрывает принцип экономической целесообразности и социальной направленности инвестиционной деятельности».
    А народ все беднее и беднее…
    Видя рост тарифов, которые одобрил своим указом губернатор, можно задаться вопросом: а в Кировской области живет самое богатое среди всей России население? Увы, нет. Согласно экспертной оценке, в течение последних 4 лет идет существенное снижение реальных доходов жителей Вятского края.
    «Повышение платежей населения за жилищно-коммунальные услуги происходит одновременно с процессом снижения уровня благосостояния жителей Кировской области, – констатировали общественники, – В 2017 году они снижены на 3% по отношению к 2016 году. Средняя зарплата в регионе к концу 2018 года может приблизиться к 30 тысячам рублей, однако это на 35% ниже показателя по стране. Более 18% работающих граждан получают зарплату чуть больше прожиточного минимума (установлен в 1 квартале 2018 года – 9627 рублей). В потребительской корзине платежи за все услуги составляют 2 390 рублей, из них 2063 рубля оплата по тарифам ЖКХ и услугам управляющих компаний. По прогнозным оценкам более 10% расходов домохозяйств идет в долг. Долги по ЖКХ в 2018 году растут в среднем на 5% в квартал. Расчетный остаток средств после обязательных платежей в домохозяйствах не превышает 11 тыс. рублей, а соотношение среднедушевого дохода к величине прожиточного минимума составляет 2,67 (Татарстан 4,27, Ульяновск – 2,89, Мари Эл -2,4)».
    Может, это выгодно губернатору?
    Стоит задаться вопросом: а сказывается ли это как-то на бюджете? Может, региональная казна растет пропорционально ежегодно повышающимся тарифам? Но и тут ответ нет. «При росте тарифов и одновременном снижении доходов населения возрастает нагрузка на областной бюджет, – сообщили в ОПКО, – ведь необходимо увеличивать объемы средств на социальную поддержку населения по платежам за жилищно-коммунальные услуги».
    Оказывается, 9,1% всех семей в регионе получают субсидию на оплату жилого помещения. За 10 лет среднемесячный размер субсидии вырос в 3,3 раза: с 759 рублей – в 2008 году, до 2691 рублей в 2018 году. Кроме того, около 300 тысяч человек, входящих в категорию льготников, получают социальную поддержку по оплате услуг ЖКХ. Средний размер этой выплаты также увеличился в 2,5 раза: с 291 руб. – в 2008 году до 720 рублей в 2018 году.
    «По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области объем средств на представление социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг составил в 2016 году – 2,2 млрд.рублей, в 2017 году – 2,3 млрд. рублей, первый квартал 2018 года – 702,6млн. рублей. Рост указанных затрат областного бюджета напрямую связан с увеличением тарифной нагрузки на потребителей», – говорится в документе Палаты.
    Но и это еще не все. Дополнительные бюджетные расходы возникают также из-за выплаты субсидий, предусмотренных постановлением регионального правительства, принятым еще в 2012 году и возмещающим «части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг». По информации ОПКО, эти платежи составили за 4 года около 2,4 млрд. рублей.
    При всем этом следует учесть, что крупные ресурсоснабжающие компании ежегодно освобождаются от уплаты налога на имущество, обосновывая это инвестиционной деятельностью. «Эта мера экономической поддержки увеличивает выпадающие доходы бюджета Кировской области – в текущем году на сумму в 295,7 млн. рублей, но не снижает роста тарифов. – Прокомментировали эксперты Палаты, подытожив, – Таким образом ежегодные областные и муниципальные бюджетные затраты на поддержку отраслей ЖКХ приближаются к 4 млрд. рублей».
    То есть областной казне и нам – налогоплательщикам – это ой как невыгодно. Выгодно ли губернатору? Нет, если только не заподозрить его в сговоре с монополистами-коммунальщиками, но ведь это только догадки. На деле, общественники дали росту тарифов логическое объяснение.
    Откуда у тарифов ноги растут
    Согласно анализу общественников, тарифы растут неспроста: их повышение обосновывается ростом издержек производства, особенно на стадии передачи энергии от генерирующих объектов к потребителям.
    «При передаче теплоэнергии рост составляет 16,7%, электроэнергии – 4,6%, при том, что в сетях АО «Коммунэнерго» – 11%, а в сетях «Горэлектросеть» Киров -12%, -сообщили в ОПКО. – Несмотря на постоянно планируемые в инвестиционных и иных программах меры, остается высоким уровень потерь электричества, тепла, горячей и холодной воды. Потери тепловой энергии составляют от 20 до 37%, а расходы электросетевых компаний на потери в «Кировэнерго» – 15,6%, иных территориальных сетевых организациях – 31,1%. Эти потери энергии ложатся целиком на потребителей и занимают значительную часть тарифов. Устранение потерь идет медленно, часто без применения современного инновационного оборудования и новых технологий».
    Причиной тому служит износ оборудования, составляющий от 60 до 90 процентов, что провоцирует аварии, снижение надежности подачи тепла, воды и электроэнергии. Замкнутый круг? Эксперты видят выход из ситуации в продуманном подходе к инвестиционной деятельности, а также снижении энергозатрат при проведении капремонтов. Плюс в переходе на индивидуальные тепловые пункты в новых микрорайонах.
    Однако не всегда дело только в потерях. «В последние годы инвестиционная деятельность ресурсоснабжающих организаций всё в больших масштабах осуществляется за счет увеличения соответствующей части тарифов, а прибыль, заёмные средства, публичное размещение акций используются всё в меньших объёмах», – такой вывод сделали члены Общественной Палаты. – В области действует более 30 инвестпрограмм, финансируемых в основном за счет тарифов. В этой связи особую роль имеет контроль со стороны профильных министерств и ведомств региона за эффективным и рачительным использованием указанных средств и достижением результатов, заявленных в инвестиционных программах».
    Как считают эксперты, чиновники слабо, если не сказать, что практически никак не контролируют инвестиционные программы: «Миллиардные средства, полученные от потребителей на инвестиционные программы и программы капитального ремонта жилых домов, инвестиции в сфере сбора и утилизации ТКО не имеют статуса целевого предназначения и часто тратятся ресурсоснабжающими организациями на текущую деятельность».
    «По нашему мнению, – сообщили члены экспертного совета, – указанные средства должны иметь особый статус и проверяться в полном объёме всеми государственными органами финансового контроля. Для этого необходимо внести изменения в федеральное законодательство Российской Федерации. Соответствующее обращение в Общественную палату Российской Федерации направлено от имени Общественной палаты Кировской области. По существу этой проблемы проинформирован губернатор Кировской области Игорь Васильев».
    Что ж, информация дана для того, чтобы принять ее к сведению. А вот сподвигнет ли она на какие-то действия – большой вопрос. Хотя не задача ли губернатора сделать все возможное, чтобы улучшить благосостояние жителей, на плечи которых ежемесячно неподъемным бременем сваливаются коммунальные платежи…
    Впрочем, любой чиновник, попадающий на жирный государственный паек, забывает о людских нуждах сразу, как только садится в мягкое кресло, получает служебное авто, трехразовое питание и казенное жилье. Что еще для счастья надо? И чихал он на эти тарифы. Поэтому взвешенное тарифообразование для кировчан – это практически мечта, утопия, которой никогда не суждено сбыться. Платили, платим и будем платить. Или кто-то готов с этим поспорить?

    Ответить
  2. Аноним 19.03.2019 в 08:59

    Да никто с этим не будет спорить,а руководитель ФАС Артемьев заявил в интервью СМИ что тарифы ЖКХ в стране завышены на 100%,а теперь подумайте куда текут эти денежные потоки.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности