Лариса Колесникова: «Исследования – путь к открытиям»

Абсолютным победителем всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского стала работа Амины Островской из Кирово-Чепецка. О конкурсе рассказала учитель гимназии №1 Лариса Колесникова.

 Лариса Ивановна, как оценивались исследования?  

Оценивалось, насколько содержание работы соответствует заявленной теме, четкость и содержательность формулировки проблемы, обоснованность и адекватный подбор методов исследования, глубина анализа литературы по теме, четкость выводов, качество оформления стенда, доступность изложения, содержательность ответов на вопросы экспертов и многое другое.

Как считаете, что «зацепило» жюри в работе Амины Островской?

Жюри отметило оригинальность в поиске средств обучения чтению, в том числе детей с задержкой речевого развития. Профессор МПГУ Валентина Ивановна Максакова после стендовой защиты доклада сказала, что видит в будущем Амину прекрасным педагогом.

Как долго вы с Аминой работали над темой?

До первой защиты около полугода. Тему ученик выбирает самостоятельно, а после этого обсуждает с научным руководителем.

В этой работе целью было найти оптимальные средства обучения чтению дошкольника и понять, как их можно применять на практике.

Как шел процесс работы?

Амина проводила анкетирование родителей первоклассников, учителей первых классов, беседовала с педагогами дошкольных образовательных учреждений. Был проведен анализ букварей, в том числе тех, которые сохранились в домашних архивах горожан и могут также использоваться во время обучения чтению. В результате выбран оптимальный букварь.

А в качестве дополнительного средства для обучения чтению создано устройство, которое напоминает настольную игру.

Лариса Ивановна с Аминой и ее сестрой Софией

Лариса Ивановна, когда начинается исследовательская работа школьника в гимназии?

Исследовательская работа в гимназии начинается для детей с первого класса. Первоклассники под руководством учителей и родителей постигают азы научной работы. Чем старше исследователь, тем больше самостоятельности он проявляет. Опыт исследовательской работы помогает учащимся самим находить ответы на многие вопросы.

В чем заключается роль руководителя?

Исследовательской работой с Аминой мы занимаемся с 1 класса. Ею написано уже восемь работ. Так что у Амины богатый опыт по защите своих исследований, умению общаться с членами жюри, отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы. Научить этому ученика должен руководитель исследовательской работы. Самостоятельно вести исследование детям трудно, им необходим руководитель.

Большинство мам и пап тоже являются вместе с учителем руководителями исследовательских работ, например, Марина Павловна Мельник, мама Амины. Союз учителя и родителя дает хорошие результаты.

Расскажите о других интересных исследованиях этого года.

В этом году я являюсь руководителем еще четырех исследовательских работ учащихся 3 класса. Все пять работ принимали участие в окружных, региональных, всероссийских конкурсах, на которых занимали призовые места. Самыми значимыми из них, кроме конкурса им. В.И.Вернадского, были Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Я – исследователь» в Сочи, Всероссийский конкурс «Мы — гордость Родины» в Москве, VI Всероссийская научно-инновационная конференция «Открой в себе ученого» в Петербурге.

Какие перспективы открываются перед ребятами после конкурсов?

Конкурсы направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной, инженерно-технической, изобретательской деятельности. Они проводятся для выявления детей, показавших выдающиеся способности, для мониторинга их дальнейшего развития. Но в первую очередь участие в конкурсе – это возможность выступить перед большой аудиторией, получить оценку профессиональных экспертов о проделанной работе. А еще это замечательная возможность научиться отстаивать свою точку зрения в научных спорах!

И все-таки для чего заниматься исследовательской работой?

Исследовательская работа помогает формировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам, создает для них научную картину мира, учит их общаться.

Интересы у детей разные, поэтому и исследования разные. Много работ написано по краеведению. Очень нравится детям работать в естественно-научной сфере, например, исследования «Акваферма страна рыб и растений», «Микромир вокруг нас» и другие. Кто-то увлекается физикой и техникой – так появилась работа «Мобильный холод».

А можно организовать такую же интересную деятельность в обычной школе?

Исследовательской деятельностью сегодня занимаются во многих учебных заведениях нашего города и показывают достойные результаты на окружном конкурсе исследовательских работ.

 

 

 

 

 

 

Ранее мы писали:

Лариса Колесникова: «Исследования – путь к открытиям»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности