Как жители Каринки строили БАМ

В этом году исполняется 45 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Среди тех, кто трудился на БАМе, были супруги Галина и Игорь Раковы из села Каринки.

БАМ – одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. В апреле 1974 года БАМ был официально объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, на которую потянулась советская молодежь. В мае 1975 года загорелась призывом и семнадцатилетняя Галина, которая только-только окончила училище в Кирове.

Легкая на подъем девушка быстро упаковала чемодан и вместе с подругой Татьяной и будущим мужем Игорем села в поезд до Тынды. В пути провели четверо суток.

«Особенно нас поразило озеро Байкал, вдоль которого мы ехали практически сутки, — вспоминает Галина Александровна. – От его величия и чистейшей лазурной воды просто дух захватывало».

Приехали в Благовещенск, оттуда на автобусе добрались до Тынды. Сначала остановились у знакомых, которые часто приезжали в Каринку, а на следующее утро пошли устраиваться на работу. Первым нашел работу Игорь, которого направили в качестве водителя КрАЗа на соседнюю станцию Кувыкта, расположенную в 60 километрах от Тынды.

На вооружении строителей была невиданная ранее импортная техника, к примеру, немецкие «Магирусы» длиной около 30 метров и грузоподъемностью 24 тонны.

Галину определили учетчицей песка и щебня, привозимых на строительство железной дороги. В то время строилась ветка Новотындинск – станция Кувыкта, которая прокладывалась по болоту и вечной мерзлоте.

«Снимали верхний слой, на это место засыпали грунт, а потом щебень разного размера. Сначала крупную фракцию, потом все мельче и мельче, — вспоминают супруги Раковы. – Только привезут машину щебня, а ее через 15-20 минут как не бывало».

Каждый сданный километр дороги становился праздником. Работали круглые сутки и стахановскими темпами, но все это с лихвой окупалось высокими заработками и отличным снабжением. На БАМе комсомольцы зарабатывали в месяц от 400 рублей, в то время как молодой специалист на их малой родине мог рассчитывать на 30-40 рублей в месяц. Поэтому кроме романтиков было немало и почтенных отцов семейств, которые приезжали заработать.

В родном селе чепецкие комсомольцы, по их признанию, тогда «слаще морковки ничего не пробовали», зато на БАМе вволю наелись ананасов, бананов и других невиданных фруктов.

Умели строители и отдыхать. Так, в гости к ним приезжал знаменитый писатель Майн Рид. Правда, Галине и Игорю известных личностей повидать не удалось, но и без этого жили весело. Окончив смену в полночь, влюбленный парень ехал в Тынду, чтобы повидать Галину. Молодые проводили вместе всего пару часов, и это было для них большим счастьем. Вечерами шли на берег небольшой и очень холодной речушки и жгли костры. Были песни, танцы, задушевные разговоры. Ездили на сопки за клюквой и брусникой.

Единственное, к чему невозможно было привыкнуть, – это суровый климат. Помимо традиционных бараков, жили в небольших домах-бочках с отдельной кухней. Жили дружно, готовили еду сообща, замков практически не было. Быт был вполне налажен, полоскать белье только приходилось в ледяных речках.

Тында, которая позднее получила статус столицы БАМа, изначально состояла из деревянных домов, и лишь во время ударной стройки поселок стал застраиваться и развиваться. А улицы называли именами строителей БАМа.

Через год родные Галины и Игоря стали уговаривать их перебраться в более комфортные условия. А в качестве приманки рассказали, что в Волгодонске строится завод «Атоммаш», и там очень требуются комсомольцы-добровольцы. Раз нужны, значит надо ехать, решила пара и отправилась на другую стройку.

Тот год на БАМе супруги Раковы вспоминают тепло и с ностальгией. И дело не только в молодости. Они горды тем, что приложили руку к строительству знаменитой Байкало-Амурской магистрали.

Высшая точка магистрали – Муруринский перевал (1323 метра над уровнем моря). На трассе пробито 10 тоннелей, самый протяженный – Северомуйский длиной 15343 метра. Трасса пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. БАМ проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более чем через 60 городов и поселков.

Ранее сообщалось, что:

Как жители Каринки строили БАМ

  1. Дюдюка Барбидокская 15.07.2019 в 11:18

    «…в то время как молодой специалист на их малой родине мог рассчитывать на 30-40 рублей в месяц…». Что за вранье? В то время МРОТ был примерно 60 рублей, а люди зарабатывали в среднем 100-140 рублей.

    Ответить
      • Аноним 18.07.2019 в 22:11

        Не сомневайтесь, 100 рублей легко, а билет на самолёт до Сочи стоил 40 рублей.

        Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности