Сергей Буторин: «Чувствую себя вечным учеником»

Как обстоят дела в современном фотоделе, и где оно пересекается с искусством, рассказал кирово-чепецкий фотограф Сергей Буторин.

Сергей Николаевич, фотограф – это профессия?

– Да, фотограф – это профессия. Сейчас у каждого есть смартфон, который фотографирует качественно. Но в годы моей молодости это была редкая и технически сложная специальность. Есть и другие нюансы. Ежедневно много фотографий выливается в Сеть, но далеко не все их авторы становятся популярными. Фотограф – это еще определенный дар, умение необычно видеть.

Допустим, человек освоил ремесло. Когда его технические навыки превращаются в творческие приемы?

– Когда фотограф осознанно их использует для максимального раскрытия своей идеи в кадре. Например, при съемке воды даже в солнечный день можно использовать штатив и снимать с длинной выдержкой, добиваясь эффекта размытия. Однажды я использовал этот прием при съемке Великорецкого крестного хода. На мой взгляд, получилась необычная серия фотографий.

Существует ли в вашей профессии понятие «дурной вкус»?

– Конечно. Вкус воспитывается с детства, наверное. Как это определить? Только по личному восприятию результатов работы. Сейчас в Сети популярно такое мнение: «Я так вижу, а вы как хотите, так и относитесь». Думаю, если результат положительно оценило большое количество зрителей, то можно сказать, что у фотографа есть вкус.

В каждой творческой профессии существует набор штампов. У питерских художников, например, даже есть запретный список образов: девушка на мосту, фонарь под шапкой снега. На что вы сами для себя наложили вето?

– Стараюсь не фотографировать рассветы и закаты с солнцем в кадре. Можно зайти в любую соцсеть и увидеть огромное количество таких фотографий: и солнце, и небо красивое, но земля темная. Это все давно вышло в тираж. Я же стараюсь выбрать такой ракурс, чтобы было интересное освещение.

В Кирово-Чепецке или Кирове есть «запретные места»?

– Ротонда в Александровском саду – одно из популярных мест у местных фотографов. Когда я там бываю, рука с фотоаппаратом сама поднимается, чтобы ее запечатлеть. Но снимки никуда не выкладываю, потому что понимаю, что я ничего нового не сделал.

В Вятском художественном музее открывается выставка «Здесь я чувствую себя своим», посвященная вятской глубинке. Почему глубинку всегда стремятся запечатлеть фотографы?

– Для меня поездки в глубинку – это возможность переместиться в пространстве и во времени. Мы с Алексеем Мякишевым в мае заехали в деревню Окунево. Там есть речушка, пруды и мостики оригинальные. И на мостике дети рыбачат, а чуть подальше –молодежь на мотоцикле. Мы как будто вернулись в юность. Но в то же время есть ощущение, что это совсем другая жизнь, другие люди, не такие, как мы…

Или приезжаешь в Нолинск, Яранск, Уржум – и там все другое. Заходишь во двор, а во дворе сараи стоят.

Теперь это одна из тем вашего творчества?

– Выбор темы и подбор фотографий – одна из сложнейших задач для фотографа. Георгий Пойлов снимал серию «Русское простое» на моих глазах. Но он снимал свое, а я – свое. Он выстроил систему, в которой присутствуют простые, но присущие только русским вещи. Не могу сказать, что у меня четкая тема тогда сложилась. Я пока в творческом поиске. Я себя чувствую вечным учеником.

Вы снимаете на цифру или на пленку?

– На цифру. На проявку и печать не хватает времени.

Когда появилась цифра, фотография больше приобрела или потеряла?

– С прогрессом нет смысла бороться, но есть и приверженцы традиционной фотографии. Тот же Алексей Мякишев все снимает на черно-белую пленку, сам проявляет в темной комнате с красной лампочкой. В крупных городах популярность такой фотографии сохраняется. Сегодня цифровая техника достигла такого уровня, что не уступает пленке и позволяет передать те ощущения, которые испытывает художник. Но ценность фотографии как материального объекта культуры снизилась – сейчас можно распечатать сколько угодно фотографий, а раньше снимок мог быть в единственном экземпляре.

Сейчас выросло целое поколение, которое никогда не пользовалось пленкой.

– У них новое ощущение времени, другое мышление. Им стало проще следить за творчеством своих коллег в интернете и учиться на их примерах, они более информированные, используют больше приемов, не боятся экспериментировать. В общем, у них более широкий кругозор. Смена поколений –- неизбежный процесс.

У вас есть любимый фотохудожник среди молодых?

– Георгий Пинхасов поражает меня умением видеть свет и цвет, замечать вокруг интересные вещи. У Дмитрия Зверева – четкое построение кадра и графичность работ. Хорошо фотографирует простых людей Эмиль Гатауллин. Он профессиональный художник, что накладывает свой отпечаток. Очень «вкусные» фотографии! И Алексей Мякишев, конечно.

А среди чепчан?

– Активно снимает пейзажи Дмитрий Медянцев. Остальные фотографы, которых я знаю, трудятся в коммерческой фотографии, но надеюсь, что в нашем городе появятся новые таланты.



Сергей Буторин: «Чувствую себя вечным учеником»

  1. Фотошкола есть в Кирове. Ездить не удобно. Поздно. Жаль в чепецке нет возможности учиться

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности