Психолог помогает найти правильный путь

Почетное звание «Заслуженный работник системы образования Кировской области» присвоили накануне нового учебного года педагогу-психологу многопрофильного лицея Кирово-Чепецка Татьяне Геннадьевне Макаровой.

Татьяна Геннадьевна, присуждение почетного звания стало для вас неожиданностью?

– Не ожидала и не задумывалась о каких бы то ни было наградах и званиях. Просто старалась работать честно и добросовестно. Но, разумеется, такая оценка моего труда очень приятна.

Как происходил выбор профессии?

– Я окончила музыкальную школу и хотела быть учителем музыки. Но в 10-м классе на уроке физкультуры повредила палец на руке. Травма не позволила реализовать мечту в полном объеме: я пошла музыкальным работником в детский сад. Это было в 1978 году. Через год стала воспитателем. В итоге 16 лет отработала в детских садах – №3 и №24. Это было замечательное время! С удовольствием вспоминаю интересных детей и чудесных коллег.

Почему вы все-таки приняли решение перейти на работу в школу?

– Я получила высшее педагогическое образование и прошла курсы по логопедии и психологии. И решила: пора что-то менять. В 1995 году пришла работать логопедом в многопрофильный лицей (тогда это была средняя школа №12), но психология меня привлекала больше. И через пару лет продолжила работать в школе уже психологом. Позднее получила второе высшее образование – по специальности «Клинический психолог».

Профессия психолога многогранна, позволяет работать не только в школе. Вы никогда не хотели сменить место работы, например, уйти на «вольные хлеба»?

– На «вольные хлеба» точно нет. Здесь я вижу результаты своего труда, и это доставляет большую радость. Мне интересно работать с детьми, их родителями, учителями, помогать решать проблемные ситуации. Я занималась с детьми разного возраста, сейчас же в основном работаю с младшими школьниками.

Насколько сложно бывает первоклассникам адаптироваться к школьной жизни?

– Существенно помогают в этом процессе школы развития: в течение двух лет дети постепенно привыкают к учебе. Но все индивидуально. Основная проблема, с которой сталкиваются учителя начальных классов (не только первоклассников) после продолжительных летних каникул, – это, конечно, гиперактивность учеников, отсутствие внимания, сосредоточенности, усидчивости…

Как могут родители помочь в адаптации своим детям?

– Ни в коем случае нельзя пугать школой. От взрослых часто можно слышать в адрес ребенка: «Ты не умеешь себя вести… Вот пойдешь в школу – там тебя научат…» Это неправильно. Сложно разговаривать с родителями, когда они сами ничего не делают, а от ребенка требуют. Нужно настраивать детей на интерес, на позитив, приучать получать знания, слушать, вместе рассуждать. Иногда, чтобы ребенок спокойно выполнил домашнее задание, маме достаточно просто побыть рядом.

Можете вспомнить какие-то неординарные, интересные случаи из практики?

– Обычно о подобных вещах мы не рассказываем – таковы требования профессиональной этики. Но в моей практике было два случая, когда девочки-подростки хотели покончить жизнь самоубийством, и я чуть было не опустила руки, боялась не справиться… Обе из благополучных семей, но сказался подростковый возраст. К счастью, мне удалось вытащить обеих. Сейчас девушки совсем взрослые, и жизнь у них сложилась просто замечательно.

Работа педагога-психолога вряд ли заканчивается в стенах школы?..

– Да, я работаю все время (вздыхает и улыбается – прим. ред.) Вот уже 13 лет я руковожу городской психолого-медико-психологической комиссией, так что телефон не смолкает до позднего вечера.

И все же должно быть время для отдыха. Как предпочитаете проводить свободное время?

– Все свободное время я провожу с семьей: мужем и дочерью. Старший сын живет в другом городе, и мы ездим к нему в гости. Нам никогда не бывает скучно. Есть сад, но он для отдыха. Как в шутку напутствует меня сосед по участку: «Татьяна, не до фанатизма».

Дома родные никогда не говорят: «Татьяна, выключи психолога»?

– У меня замечательный муж. Он совершенно из другой сферы, но книги по психологии, которые я приношу домой, часто успевает прочитать быстрее меня. Дома я стараюсь быть женой, мамой, подругой, а не психологом… Но это не всегда получается, конечно. Даже подругам я не даю советы. Я лишь помогаю найти правильный путь выхода из сложной ситуации: у каждого человека он свой.

Есть ли у вас какой-то девиз, которому вы следуете по жизни?

– Часто вспоминаю свою бабушку, которая в семь лет осталась сиротой. Жизненной мудрости ей пришлось учиться у других людей. И она всегда говорила: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Она была добрейший человек, и, наверное, под ее влиянием сложилась и моя жизненная позиция: я стараюсь выслушать и понять каждого, кто ко мне обратится. Это не означает принять позицию человека, но не осудить и помочь разобраться – да.

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности