Храм, балаган и позорище

В старину театр называли балаганом, а еще раньше – позорищем, то есть зрелищем (от слова зорить – видеть).

Помните спор о театре в фильме «Москва слезам не верит»? С тех пор уже никто не оспаривает статус театра как вечного вида искусства, заменить который не смогли ни кино, ни телевидение.

Однако возникла другая проблема – театральное искусство приобрело несколько сакральный характер. Речь не о том, что «театр – это храм», хотя на заре цивилизации (хвала Дионису!) все так и было. Считается, что, если человек ходит в театр, то это его соответствующим образом характеризует. Наверное, он более духовен, интеллектуален, образован. Такое отношение к театру часто становится одним из способов позиционирования себя в качестве всесторонне развитой личности. Случается, за этим пропадает интерес к действию на сцене и само удовольствие от него. В театре так принято: все должно нравиться, даже если не нравится. В противном случае – не дорос, недоразвился. Такую мучительную ситуацию описывает в своем романе «Театр отчаяния. Отчаянный театр» Евгений Гришковец. Юный неофит видит, как актеры и зрители словно находятся в сговоре – одни изображают отчаянную игру «на разрыв аорты», другие с тем же остервенением аплодируют в финале. Это издевательство друг над другом у школьника Жени вызвало отторжение, в результате чего родилось явление, получившее почти официальное название «театр Гришковца». В нем актер и автор – один человек.

Многие актеры рассказывают, что, впервые попав в театр, они физически ощутили его магию. По их словам, сцена обладает особой притягательностью. Задача всех участников и создателей спектакля состоит в том, чтобы эта магия передалась зрителю. Как они это сделают, получится ли зависит от творческого коллектива. Или кто-то, как Гришковец, сам станет театром. Главное, чтобы в итоге выигрывал зритель. А если этого не случается, нет ничего ужасного в том, чтобы покинуть спектакль. Относиться к этому нужно проще. Не все любят рэп, и театр тоже не обязан всем нравиться. В конце концов, магия сцены может на кого-то не подействовать вовсе.

Любите ли вы театр?

Ирина Анатольевна

– Поход в театр – это всегда праздник, удовольствие не только от постановки, но и от самого события. А в нашем театре «Современник» сложно воспринимать артистов, которых знаешь с детства.

Анжела

– Хожу очень редко, особенно сейчас, когда переехала в Кирово-Чепецк. У нас в Мариуполе был хороший драматический театр, часто приезжали с гастролями театральные коллективы из Москвы.

Галина Юрьевна

– В этом году со школьниками были в кукольном театре. Когда бываю в Питере, тоже стараюсь сходить в театр. В библиотеке им. Н. Островского классные часы вела актриса – дети погрузились в другой мир.

Станислав

– Не хожу. В Киров было бы интересно съездить, но не на местных артистов, а на приезжих. У них выше уровень – и режиссура поинтереснее, и актеры играют получше, разница ощущается.

Виктор

– В театре давно не был. Все это очень далеко от меня. Когда в школе учился, нас возили на спектакли. Для меня сейчас важнее помогать детям и зарабатывать деньги, так что не до театра.

Дмитрий

– В театр хожу, когда бываю в Москве. Между театром и кино выберу театр, потому что это живое действие. К кировским театрам нет предвзятого отношения. Главное, чтобы было интересно.





Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности