Музей узкоколейной железной дороги показывает легенды прошлого

Каринторф – это атмосферно! Так недавно описали поселок и свое путешествие по узкоколейке московские туристы. Сегодня в этом уголке из прошлого работает не менее удивительный музей – Каринской узкоколейной дороги. Его экспонаты – настоящие легенды.

Правда, это не обычный музей в привычном для нас понимании. Пока идёт процесс сбора экспонатов на стремительно исчезающих узкоколейках России. После доставки в Каринторф их ожидает восстановление.

Процесс реконструкции не быстрый, к тому же в приоритете ремонт техники, задействованной в пассажирских перевозках, поэтому длительное время экспонаты будут «стоять в очереди» под открытым небом в том состоянии, в котором их привезли. Часть техники уже реставрируется в депо и скоро выйдет на линию. Пока же все можно осмотреть и даже прокатиться на одной из легенд.

ручная дрезина

С 6 сентября гости Каринторфа могут попробовать себя в управлении самой настоящей ручной дрезиной. Как рассказали в музее, маршрут маленького путешествия будет пролегать от депо через станцию к ее окончанию и обратно. Ручные дрезины есть во многих музеях железной дороги. Их начали использовать с 1839 года. Важная характеристика дрезин с мускульным приводом, как в Каринторфе, — это лёгкость её удаления с рельсов, так как иногда приходится быстро соскочить с дрезины и снять её с пути из-за приближающегося поезда. Но сейчас требования к безопасности движения гораздо строже, поэтому маршруты поезда и дрезины не будут пересекаться.

Восстановить дрезину на нашей узкоколейке помогли сотрудники Александр Чирков и Игорь Кайсин. Дрезина вмещает двух путешественников, но в ближайшее время будут изготовлены ручки еще для двух человек, которые будут располагаться по бокам. Сегодня в ремонте находится еще одна дрезина, пассажирская ПД1, и уже скоро туристы смогут путешествовать на ней.

грузовой полувагон хоппер-дозатор 42-074

Еще один персонаж музея — грузовой полувагон хоппер-дозатор 42-074. Он был построен Демиховским машиностроительным заводом. Полувагон-хоппер колеи 750 мм предназначен для перевозки, механизированной погрузки и дозированной выгрузки сыпучих материалов (грунта и балласта) при строительстве, ремонте и текущем содержании путей узкоколейных железных дорог. Такие вагоны начали производить с 1985 года, они заменили своих предшественников, вагоны ПДБ, у которых был недостаток — выгрузка материала производилась сбоку.

Как рассказали в музее, полувагон-хоппер выполнен из цельнометаллического кузова из рамы, на которой смонтированы две боковые стенки, две торцевые стенки и двухскатное днище. В средней части рамы расположены проёмы, предназначенные для высыпания груза. Верхняя часть торцевых стенок расположена наклонно внутрь кузова над стойками, образуя нишу для защиты механизма подъема от попадания на него песка и других предметов.

На раме кузова с двух сторон есть площадки для обслуживающего персонала, оборудованные настилом пола, ограждениями и ящиком для инструмента.  Для ремонта и очистки в решётке имеется люк. После мелкого ремонта вагон будет использоваться для обслуживания путей Каринской узкоколейки.

Близится к завершению ремонт еще одного героя — тепловоза ТУ 7. В начале 60-х годов появилась необходимость в тепловозе, способном занять нишу между ТУ4 и ТУ2. Тепловоз ТУ4 имел мощность всего 230 л. с. и не справлялся с тяжёлыми составами. ТУ2 же был очень тяжёл — он весил 32 тонны с нагрузкой на ось 8 тонн, что было слишком много для большинства узкоколеек. На тепловозе ТУ7 предполагалось применить дизель  и новую гидропередачу.  Кроме того, заново был спроектирован кузов локомотива, ставший впоследствии унифицированным для всех тяговых единиц. После окончания ремонта, который намечен на 31 октября 2019 года, тепловоз будет возить пассажиров по Каринской узкоколейке.

тепловоз ТУ 8

В августе в музей был доставлен тепловоз ТУ8 из Вологодской области. Тепловоз выпущен Камбарским машиностроительным заводом в 1988 году, для своих лет он очень хорошо сохранился. Волонтер музея Виктор Романенко за данным локомотивом следил с мая 2015 года, где в тот момент занимался вывозом крытого вагона Демиховского машиностроительного завода. Он же и убедил руководство музея приобрести тепловоз. Покупку оплатила администрация г.Кирово-Чепецка. Сначала тепловоз планировалось использовать в качестве запчастей для тепловозов  в пассажирском движении, но состояние старожила оказалось настолько хорошим, что пока его решили не разбирать, а использовать целиком как резервный тепловоз при ремонте путей или на случай выхода из строя действующего локомотива.

вагон-столовая

Тем же, кто не столько интересуется техникой, сколько ждет той самой атмосферы, в музее предлагают посмотреть на вагон-столовую. Он прибыл в Каринторф с Конецгорской узкоколейной железной дороги посёлка Рочегда что в Архангельской области. В вагоне-столовой есть обеденный зал на 16 человек, кухня и два тамбура, один из которых используется в качестве ледника для хранения продуктов. Второй ледник расположен под вагоном, доступ к нему — через люк на кухне.

На кухне установлена плита, мойка и шкафы для посуды. В будущем вагон-столовую предлагается использовать по прямому назначению! Так что туристам предложат отведать знаменитые каринторфские пирожки с видом на поселок.

А пока в музее можно осмотреть пожарный поезд, цистерну, 8-осный вагон-транспортёр, снегоочиститель, который уже готовят к работе зимой.

снегоочиститель

До конца года посетить музей можно бесплатно, в любой день, в любое время, но посещение локомотивного депо и поездка на ручной дрезине возможно до 16:00. Стоимость поездки на ручной дрезине – 22 рубля с человека.

На групповую экскурсию лучше записаться заранее по телефону 8-916-707-24-10 или в группе музея «В контакте» «Музей Каринской УЖД», тогда туристам будет выделен отдельный вагон в Каринторф и обратно. Стоимость проезда в нём такая же, как и в остальных: все те же 22 рубля.

По материалам группы «Музей Каринской УЖД», фото Евгения Стерлина






Музей узкоколейной железной дороги показывает легенды прошлого

  1. Руслан:

    Проводники грязные, а они Ваше лицо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности