Русская старина и недавнее прошлое Чепецка

 В музейно-выставочном центре открылась выставка к 25-летию визита в наш город патриарха Алексия II.

Основу выставки составляют фотографии Анатолия Бровцына, который в то время работал фотокорреспондентом газеты «Кировец». Другая коллекция, включенная в экспозицию новой выставки, – это деревянные макеты храмов Николая Скурихина.

Визит патриарха в Кирово-Чепецк стал событием знаменательным. И главная память, которая осталась о событии, – это документальная кино- и фотосъемка.

«Анатолий Бровцын сделал не просто хорошие фотографии. Это самая полная фотохроника, – пояснила Елена Загайнова, главный хранитель музейно-выставочного центра. – В Кирове такой коллекции фотографий нет. Фотографии Анатолия Алексеевича очень востребованы. Они удачные и очень точные».

На выставке представлен буклет, который был подготовлен редакцией газеты «Кировец» по материалам, сделанным в ходе визита. Аналогов этому изданию нет, хотя патриарх посетил также Киров и Слободской. На сегодняшний день история визита Алексия II в Кирово-Чепецк требует дополнения – появились новые факты, еще живы свидетели тех событий, хотя многие из них покинули город.

«Областные газеты, освещавшие визит, подчеркивали, что это поможет сближению светской и духовной власти, поэтому те и другие ждали его с нетерпением. Сейчас это событие нужно заново освещать, с учетом новых фактов, с трактовкой события с позиций нашего времени», – считает Елена Николаевна.

На фотокора Анатолия Бровцына визит патриарха произвел сильное впечатление:

«Патриарх Алексий был доступен и близок людям, поэтому подойти к нему, чтобы сфотографировать, не было проблемой. Конечно, охрана у него была, но не такая, как сейчас».

На одной из фотографий Анатолия Бровцына как раз зафиксирован такой момент – патриарх и ответственные за его безопасность лица. Местные правоохранители все были в форме, а четверо охранников патриарха – в штатском, но при этом безошибочно узнаваемы.

Экспозиция сопровождается демонстрацией видеозаписи, сделанной в то же время.

Вторая часть экспозиции – деревянные макеты церквей Русского Севера – начала создаваться еще в конце 80-х годов сотрудником ЗМУ Николаем Скурихиным. Мастер создавал свои макеты по фотографиям. Трудно представить, насколько это была трудоемкая работа. Обычно церковь фотографируют с фасада, а нужно было понять, какова она в объеме. Пришлось просмотреть множество фотографий, а для этого много раз посетить библиотеку – других источников информации тогда почти не было.

По воспоминаниям Николая Скурихина, он сам был  удивлен, когда «отстроил» Преображенскую церковь с острова Кижи. Здание было настолько сложным, что не знал, удастся ли справиться с поставленной задачей.

Главное при выборе объектов для Николая Скурихина – это форма, архитектурное строение. Если церковь произвела эстетическое впечатление, то возникает желание сделать макет. При макетировании пропорции реального храма строго соблюдаются. Единственные вольности – в оформлении: окрашивание куполов и выжигание.

Отдельная серия работ – избушки на курьих ножках, которые вызывают восторг у детей. Особняком стоит мельница. Ее мастер сделал, наткнувшись на фотографию: она напоминала ту, что была в его детстве в селе Юрьеве близ Котельнича.

Николай Скурихин недавно вышел на пенсию и продолжает совершенствоваться в своем хобби.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности