Учительство – это судьба

 Уже полгода чепчанка Наталья Соколова возглавляет Институт развития образования Кировской области. С Натальей Вячеславовной мы встретились накануне Дня учителя.

Наталья Вячеславовна, как вы решились изменить свою жизнь так кардинально – сменить город и деятельность?

Двенадцать лет я работала в гимназии №1 Кирово-Чепецка в должности заместителя директора, курировала методическую работу, сопровождала профессиональный рост педагогов. В институте другие масштабы и направления деятельности: от хозяйственных вопросов, ремонта, финансов и зарплаты до научной и методической работы, которая мне близка. Поэтому я и приняла приглашение стать ректором Института развития образования.

Город Киров уже стал близким?

Переезд еще до конца не завершился, в этом году дочка пошла в первый класс, перемены очень стремительные. Но родным для меня остается Кирово-Чепецк. О гимназии сохранились только добрые воспоминания. Мне очень не хватает учеников, уроков – это истинный источник вдохновения! Сегодня мне приходится решать множество вопросов управленческого характера, но в дальнейшем, надеюсь, начну проводить курсы повышения квалификации, буду работать с педагогами.

Работа с учениками отличается от работы с педагогами?

Конечно, другие подходы, другое содержание. Но то, что может увлечь одиннадцатиклассника, я уверена, способно заинтересовать и взрослого. Одно из направлений – работа с молодыми педагогами, которым особенно нужна методическая помощь. Другое направление – взаимодействие с управленцами. Система образования постоянно меняется, и Институт развития образования должен оказывать школам, детским садам, училищам адресную поддержку.

В чем вы видите суть методической системы?

Современные направления в работе – цифровая образовательная среда, инженерно-технологическое образование, новые педагогические технологии, кванториумы. В школы поставляется современное оборудование… Это диктуется временем. А есть традиционные мероприятия, на которые собираются учителя старой закалки. Их, к сожалению, остается все меньше, но именно они несут истинную педагогику, в их работе – душа. Наша цель – соединить традиции и инновации.

В нашем институте много креативных, глубоких, содержательных и грамотных специалистов. Мы всегда открыты для сотрудничества и взаимодействия.

Задумали много, а как все-таки определяете главную задачу Института развития образования?

В самом названии звучит цель сопровождать систему образования Кировской области. Сейчас много говорится о национальных проектах, в том числе проекте «Образование». Он активно реализуется в регионе. В рамках нацпроектов будут создаваться «точки роста» – это и еще один кванториум, и центр опережающей подготовки кадров, и центр независимой оценки качества образования. Мне бы очень хотелось, чтобы Институт развития образования стал координатором работы всех этих «точек роста».

А если говорить о самом образовании, как оно поменяется?

На мой взгляд, ключевых векторов развития современного образования несколько. Первый – это индивидуализация. Не получится учить всех одинаково. Все дети и родители разные, нужна индивидуальная траектория для каждого. Второй – знания о нашем регионе. Предстоит выстроить обучение так, чтобы уже в школах дети узнавали, где можно у нас, в Кировской области, реализовать себя, найти высокооплачиваемую, достойную работу. Третий вектор – современные технологии. Они уже часть нашей жизни. Нужно сделать так, чтобы гаджеты и интерактивное оборудование стали ресурсом и средством обучения, тогда они начнут приносить пользу.

Это задача не только института. Кто помогает?

Ключевые направления всех наших мероприятий определяет министерство образования. Наш регион заинтересован в позитивных изменениях в образовании, и есть понимание, что именно нужно изменить. К примеру, сегодня студенты испытывают трудности в том, чтобы попасть на практику на предприятия. Бизнес подчас не заинтересован в практикантах, ему проще переобучить возрастных сотрудников, чем брать новых. А ведь ребятам нужно научиться работать на хорошем оборудовании. Как сблизить два направления? Дать понять, что молодежь – это будущая рабочая сила. Еще момент: средний возраст педагогов – за 40 лет. На федеральном уровне этот вопрос поднимается и уже решается. С 2020 года будет активно работать программа «Земский учитель» для помощи молодым педагогам.

А что изменится в школах в этом учебном году?

Появится новый предмет – шахматы и шашки, но в рамках внеурочной деятельности. Это перспективное направление, все знают о пользе этих игр для развития детского мышления. Но проблема в том, что педагогов, могущих научить игре в шахматы, немного. Мы будем обучать учителей, как работать с детьми в этом направлении. Еще один новый предмет в рамках внеурочной работы – регионоведение. Он поможет создать начальную ступень той самой ранней профориентации, о которой мы говорили.

Многое зависит от личности педагога. Какой он – современный учитель?

Самое главное в учителе – любовь к детям. Важно умение понимать детей, принимать их, прислушиваться к ним, быть строгим, но все же другом, за которым пойдут и кому доверяют. Во многом в работе я учусь у своей мамы, тоже учителя физики. Я благодарна судьбе за то, что стала педагогом. С опытом я поняла, что учительство – это судьба. Желаю всем педагогам Кировской области здоровья, энергии, неравнодушия! А еще детской любви. Ее непросто завоевать, но именно она придает нам сил и вдохновляет на профессиональные свершения.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности