«К звездам» или на Землю, к Богу

Мало найдется в мировом кинематографе картин, посвященных космическим путешествиям, которые говорят не столько о космосе, сколько о человеке. Навскидку приходит на ум только «Солярис» Андрея Тарковского. Создатели фильма «К звездам» четко понимали свою задачу: космос – это не парк аттракционов, это очень серьезно. Ведь испокон века, глядя на небо, человек предполагал там не зеленых человечков. В 20 веке это стали называть внеземным разумом, раньше – Богом. Оригинальное название фильма «Ad astra» — латынь — язык божественной коммуникации.

«Недалекое будущее» — так определено время действия фильма. Только время, не эпоха. Это продолжение того, что нам уже хорошо известно по сегодняшней действительности. Все нынешние ноу-хау отапгрейдены и введены в эксплуатацию в лучшей версии: пульс измеряется при помощи пластыря-нашлепки, планшеты по-прежнему в ходу, только стали тоньше и прозрачнее, сервисы онлайн покупок и автотранспорт бесперебойно работают на всех освоенных для жизни планетах (Луна да Марс – та еще новость).

Технологии немного изменились, но не изменился человек. «Все по-старому. Охота за ресурсы. Что я здесь делаю?» — с тоской и сожалением думает Рой Мак-Брайд (Брэд Питт), сын легендарного астронавта Клиффорда Мак-Брайда (Томми Ли Джонс), гоняясь за захваченным пиратами луноходом. Луноходы как луноходы. Пираты как пираты. В перестрелке внутри лунного кратера один из «хороших парней» погибает от … пули? лазера?.. На «лобовухе» — фото (?) жены и дочери. Погодите, это еще не весь ужас. Впереди судно, захваченное опытными образцами приматов, посещение которого заканчивается еще одной смертью. Природа (космос?) снова оказалась сильнее человека. Единственный, хоть и слабый оплот, надежда на божественное присутствие – в космосе тоже молятся и перед полетом на удачу, и над телом погибшего товарища.

Рой Мак-Брайд тоже легенда астронавтики, он на хорошем счету, но одно темное пятно в биографии – его отец — решает его участь. Когда-то давно он улетел к Нептуну и не вернулся. Сегодня катастрофы, происходящие на Земле, связывают с ним – выжил, вышел из-под контроля, грозит разрушением. Чтобы выйти на связь с отцом, руководство решает привлечь сына – записать обращение к нему. Но есть секретное условие: по исполнении уничтожить… Если кто-то еще не понял, речь идет о спасении мира.

История звездного путешествия Роя зеркально повторяет историю его отца. Помимо общего маршрута Земля-Нептун им обоим приходится пожертвовать человеческими жизнями ради собственных целей. Но цели у них разные. На первый взгляд. Отец, который на Земле по официальной версии супер-герой, ищет внеземной (высший?) разум вопреки научным доводам своих коллег (тех самых, которыми пожертвовал). Сын, для которого отец на всю жизнь остался божеством и определил его выбор – астронавтика – хочет просто найти его, ради чего ему приходится захватить корабль и сопротивляться данному свыше приказу на ликвидацию. Но по сути, где-то на метафизическом уровне они оба ищут бога.

Встретив на заброшенном корабле среди кружащих в невесомости трупов больного полусумасшедшего старика, Рой протягивает ему руку – вернемся домой, отец. Этот контакт рук – отца и сына – отсылает к другому известному жесту с фрески Микеланжело «Сотворение Адама». Смысл его, конечно, далеко ушел от оригинала (думается, что не последнюю роль сыграла здесь заставка на экране мобильных телефонов известного бренда). С одной стороны, отец и сын расположены канонически правильно, как у Микеланжело, но в ситуации фильма взрослым, разумным и ответственным становится сын, который пытается увести за собой стареющего ребенка. Тот же жест повторяется при посадке Роя на землю – рука, протянутая с Земли, вытаскивает его из капсулы. Спасение человека в самом человеке, и нет другого Бога, кроме человека, ни на земле, ни на небе. Единственная проблема: человек — это так ненадежно. Он устает, разочаровывается, уходит, но иногда возвращается. На это отчаянно хочется надеяться, когда Рой в финале случайно встречается в кафе с ушедшей от него перед самой космической одиссеей женой (Лив Тайлор).

Светлана Сивкова



«К звездам» или на Землю, к Богу

  1. Аноним 13.10.2019 в 17:28

    Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной, Большое космическое путешествие, сага Спилберга Звёздные войны

    Ответить
  2. Маргарита 14.10.2019 в 11:51

    К редактору:
    Прошу в данной, и в других подобных этой, статье указывать автора или первоисточник. Это не новости, которые можно публиковать без данного факта. Здесь много измышлений и очень хотелось бы узнать в чьей голове родились данные мыли.

    Ответить
    • Светлана Сивкова 18.10.2019 в 08:55

      Маргарита, первоисточник? Что Вы имеете в виду? Если у Вас есть сомнения в оригинальности этого текста, воспользуйтесь антиплагиатом.
      Кстати, кроме новостных статей и интервью существуют и другие жанры публицистики, например рецензия, которая предполагает анализ. Между анализом и измышлениями разница есть.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности