Живое общение конкурирует с интернетом

Совсем юной Татьяна Леонидовна Савинцева пришла работать в библиотеку села Фатеево. 26 лет отработала на одном месте, но время менялось так стремительно, что покрыться библиотечной пылью не пришлось.

Татьяна Леонидовна, как за годы вашей работы изменилась библиотека?

— Поменялось все! Во времена моей молодости библиотека была хранилищем информации. Сейчас это уже неактуально, потому что есть интернет. И наша задача — направить поиск информации в правильное русло. Но читающая публика, конечно, продолжает приходить. Еще одно отличие: раньше мероприятия были стандартные — выставки, обсуждения. Но та же выставка сегодня может стать началом цикла больших мероприятий, когда включаются ресурсы не только библиотеки. В итоге мы объединяем в библиотеке все поселение.

У вас почти каждый день мероприятия. Это сейчас библиотечная норма?

— Порой у людей просто нет возможности поговорить. Так у нас сложился клуб для пожилых женщин. У многих умерли мужья, разъехались дети, они одни. Для нас важно просто собраться, а мероприятия мы придумываем по ходу дела.

А, например, в детском клубе «Звездочет» занимаемся литературой. Есть клуб для подростков «Наше наследие», который «привязан» к музею: рассказываем о крестьянском быте, традициях, ремеслах, проводим экскурсии по селу. Часто и взрослые к нам присоединяются.

Вы меня удивили! Рассказываете сельским жителям о жизни на селе?

— Сейчас грань между городом и деревней почти стерлась. У нас в Фатееве сельское хозяйство не особо развито. Даже частные хозяйства не держат домашний скот, не занимаются огородом. Зачем, если человек шесть дней в неделю ездит в город на работу? Кто такой крестьянин и чем он занимался, дети не знают. Ткацкий станок для них такая же экзотика, как и для горожанина. Чтобы сшить себе рубаху, нужно было проделать 22 различные операции. Мы даже мастер-классы проводим, чтобы подростки своими руками попробовали сделать то же самое.

То есть вы работаете еще как краевед и экскурсовод?

— Наше учреждение является музейно-культурным центром. Музей основал в 1983 году наш старожил Николай Михайлович Малых, ветеран войны, учитель, председатель колхоза и сельсовета. Первые экспонаты он принес из дома – предметы быта, которыми пользовались его родители. А в 90-е годы вдруг всех сократили, музей отдали библиотеке, и я, молодой специалист, осталась одна со всем этим хозяйством, не понимая, что делать.

Наверное, экспонаты собирать, искать информацию.

— В прошлом году нашей школе исполнилось 180 лет. Я посчитала, сколько там могло быть выпусков хотя бы с 50-х годов. Оказалось, около 90! А фотографий некоторых выпусков в школе нет. И мы стали собирать эти фото. Получилась акция, которая охватила соцсети и другие населенные пункты. Сколько людей приехало, чтобы лично передать свои фотографии музею! Происходили встречи: не только одноклассники находили друг друга, но и родственники. А сколько новой информации о школе и ее выпускниках! Теперь у нас значительная фотоэкспозиция и постоянные обновления в соцсетях.

Есть ли уникальные экспонаты?

— То, чем мы пользовались в быту в середине прошлого века, уже стало музейными экспонатами. Интересная история связана с нашим последним дореволюционным священником. Он был репрессирован и погиб в лагерях. Я выложила информацию на нашей странице, и откликнулись его внук и правнук, которые живут в Калининграде. Они приезжали в Фатеево, мы обменялись информацией. Музей вообще очень важен для нас – он поддерживает связь поколений.

Судя по вашим постам в соцсетях, у вас рабочий день круглые сутки…

— Вообще, это не самая большая сложность. Городские библиотеки работают в основном с читающей публикой, она приходит подготовленная. А мы работаем со всеми подряд. К нам иногда приходят ребята, которые не читают вообще.

Может быть, так и должно быть?

— Не думаю. Нужно признать, что у современных детей воображение плохо развито. Они в интернете имеют дело с готовыми картинками, образами, которые зафиксированы в видеоиграх, мультфильмах. Когда они читают, у них не возникает мысленной картинки перед глазами, а только набор букв. Для них чтение – это тяжелый труд, а не удовольствие.

Библиотека может на это как-то повлиять?

— Думаю, мы достаточно успешно конкурируем с интернетом. Мы предлагаем живое общение. Часто замечаю, что подросткам тяжело общаться. В интернете они общаются короткими сообщениями, а при личной встрече нужно говорить больше. Тут и интеллектуальное развитие сказывается, и эмоциональное. У сельских детей вообще по сравнению с городскими есть проблема – они не умеют себя подать. И почти всегда есть взаимосвязь: читает такой ребенок или нет. Поэтому мы работаем не только с детьми, но и с родителями. Ведь у нечитающих родителей вырастают нечитающие дети.

А родителей можно заставить?

— В этом году библиотека запустила акцию «Читающая мама». К нам приходят разные мамы и просто читают вслух группе детей. С одной стороны, это традиция семейных чтений, которая уже почти ушла. С другой стороны, это организованное мероприятие, где присутствует целый класс. Иногда мы берем книги, которые сам ребенок не выбрал бы. Например, в прошлом году читали книгу Ольги Колпаковой «Полынная елка» о депортации поволжских немцев во время войны. Это книга для младших школьников, но при этом требует пояснений. Часто мамы предлагают свои любимые книги из детства. Дети на эти мероприятия приходят с удовольствием. И сами мамы стали больше читать.

Беседовала Светлана Сивкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности