«Большой портрет» — большие амбиции

 

Выставка «Большой портрет» ВХМ им. Васнецовых на текущий момент является самой масштабной из экспонируемых здесь, да и, пожалуй, во всем городе. На выставке представлено 60 полотен художников от классиков до современников (можно было бы сказать от Тропинина до Церителли, но в экспозиции есть и более поздние работы, написанные в этом году специально для выставки).

Как известно, жанра «большой портрет» не существует, поэтому курс на масштабность — это курс, выбранный музеем при подготовке данной выставки. В аннотации к выставке устроители сообщают следующее:

«Экспозиция рассказывает историю развития этого жанра живописи в России, что позволяет познакомить зрителя  с особенностями национальной культуры и обнаружить нечто общее, объединяющее, что составляет своеобразную культуру развития портрета. Задачей организаторов было собрать для участия в выставке не просто ярких, одаренных художников, но художников, представляющих особенную национальную культуру, улавливающих и отражающих в творчестве наиболее характерные черты в современном искусстве своей страны».

Заявка на «национальную культуру» тут же невольно порождает множество вопросов и ожиданий (возможно, ложных). Во-первых, насколько эта формулировка соотносится с афишей , вернее афишами выставки, коих оказалось две — одна снаружи побольше, вторая внутри поменьше. В первом случае, перед входом в музей,  представлена групповой портрет в интерьере художественной мастерской, на другой афише формата А4 счастливая женщина на лоне природы с букетом полевых цветов.

При входе на выставку, первое, что видит посетитель — это четыре работы Церителли. Если бы речь шла только о размере, то более удачного выбора для «большого портрета» сложно было бы представить. Церителли велик и по ширине-высоте и по расположению на картине — его герои почти упираются в рамки. Отсюда можно свободно поворачивать как налево, так и направо — в группировке картин нет хронологического принципа (хотя нам обещали рассказать историю жанра). Прослеживается принцип организации экспозиции по персоналиям, но и он не до конца выдержан — картины одного художника можно обнаружить как внутри отдельной секции, так и в разных частях экспозиции. Попытка сложить «пазлы» на заданную тематику или в пределах общей живописной манеры? — И да, и нет. Иногда — ни да, ни нет.

«Правый» зал, примерно равный по размеру центру, как раз отличается разнообразием живописных манер. Для поклонников известной картины Ивана Лубенникова «Портрет с женой и сыном» будет любопытным посмотреть насколько изменилась его манера за 30 лет — рядом представлен его автопортрет. Еще два «хита» постоянных и временных экспозиций — это работы Яна Крыжевского и Юрия Ракша. Интересны три картины Виктора Иванова, которые устроители сформировали в своеобразный триптих — между двумя крайними картинами и центральной 40 лет разницы. При верности своей стилистике и мрачному приглушенному колориту, центральное полотно удивительным образом транслирует ощущение счастье. Особый интерес вызывают работы Анатолия Любавина. Плоские почти графичные изображения людей словно парят над городом, пренебрегая стенами мастерской художника, обозначенными 2-3 линиями. Отсутствие рам — это продолжение художественного высказывания — личностная свобода и безграничность пространства. При этом картины Любавина отличаются особой лиричностью и интимностью.

Центральный зал, куда мы попадаем при входе, имеет самое «пафосное» наполнение. Кроме Церителли здесь привлекает внимание портрет Солженицына работы Таира Салахова. Образ героя отсылает к образу писателя-пророка, который прочно связан с традицией изображать писателей в 19 в., что вступает в контраст с фоном — яркими языческим символами, напоминающими культуры древних цивилизаций. Картина Леонида Кабачека «Ратный труд» показывает работу художника-монументалиста, и само полотно скорее напоминает большое мозаичное панно в лучших традициях монументального искусства СССР. Обращают на себя внимание и образы Виктора Калинина своими массивными, словно литыми формами.

 

И немного истории, как обещали. Завернув налево, можно увидеть классическую живопись 19 века, которая здесь представлена скромно, всего черырьмя работами. Среди них «Гитарист» Василия Тропинина и знаменитая «Боярышня» Виктора Васнецова. Рекомендую обратить внимание на «Портрет старика» Аркадия Рылова — картина очень редко экспонируется, но заслуживает самого пристального внимания.

В следующей секции объединяющим принципом, по всей видимости, стал мрачноватый колорит полотен, за исключение яркого пятна — «Портрет сибирячки» Петра Оссовского.

Далее, осмелюсь предположить, в экспозиции срифмовались «импрессионистическая» манера живописи Веры Логутенко и Петра Кипарисова, работы которых разделяет более полувека. Работа последнего, кстати, тоже большая гордость музея, поэтому возникает регулярно в экспозициях, наряду и с картиной «Победители» Леонида Кабачека.

Ну и своего рода финальная точка — несколько портретов, страшно сказать последних 2-3 лет, от которых веет такими золотыми традициями академизма, что не похвалить, будет совсем не комильфо. Сбоку, правда, «приблудился» модерновый  барон фон Траубенберг Петра Кончаловского. Но ему как аристократу, наверное, сюда можно.

Галерея сбоку от лестницы — всегда самое неожиданное место для любой выставки. В этот раз она тоже не разочаровала. Кроме работ, которые не «влезли» в главные секции, здесь можно встретить удивительное по своему лиризму и юмору полотно Юлии Смирновой «Художник Максимов». Да, и не пропустите «нетленку» — Кузьма Петров-Водкин «Портрет Рии». Две симпатичные небольшие картины.

Выставка продлиться до 9 декабря 2019 года

Каждые выходные в 15.00 проводится бесплатная экскурсия, которая входит в стоимость билета.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности