Выставка «Фрида Кало» вызвала ажиотаж у вятской публики

В Кировской краеведческом музее открылась и уже три недели с большим ажиотажем работает выставка «Фрида Кало». В прошлую субботу на дневную экскурсии пришло около 100 человек. Сотрудники музея говорят, что это не единичный случай для подобных экспозиций. Выставки, посвященные творчеству импрессионистов, Винсента Ван Гога, Ивана Айвазовского вызвали такой же бурный интерес. Тем более это удивительно, что на выставку привезены не подлинники, а копии картин великой мексиканской художницы.

Выставка начинается уже в фойе музея, где развешаны копии графических работ Фриды Кало в изящных рамах. Каждая репродукция сопровождается описанием с указанием настоящего размера рисунка.

В относительно небольшом помещении представлены самые популярные работы художницы. Небольшой размер копий и шпалерная развеска позволили расположить здесь достаточно большое количество картин-копий, выполненных в технике «жикле». Экспозиция сопровождается фотографиями Фриды с различные периоды ее жизни, а также семейные портреты с мужем, художником Диего Ривера. Классика музейного экспонирования, так называемый музейный натюрморт, добавляет «атмосферности» — в зале словно воссоздана обстановка художественной мастерской. Фото Фриды в национальном костюме, казалось бы, среди заурядных комнатных растений, поставленное рядом с кактусом вдруг заиграло дополнительными смыслами (хотя, наверняка, это не те кактусы, что растут в Мексике). Эмоциональный эффект от экспозиции, на который рассчитаны подобные приемы, есть!

По окончании полуторачасовой экскурсии, которая слушалась как увлекательный роман (благо что биография Фриды Кало тому способствовала), мы поговорили С Юлией Френкель, куратором выставки и заведующей отделом краеведения, которая рассказала о жизни самой знаменитой в мире мексиканки.

Юлия Маратовна, расскажите, как возникла идея этой выставки?

— У нас в музее проходит целая программа художественного эстетического воспитания, в рамках которой мы организуем выставки копий известных мастеров России и зарубежья. Подлинные картины, понятно, мы привести не можем, поэтому мы обратились к технике «жикле». Первый такой проект у нас возник, когда мы хотели показать вятской публике импрессионистов и Ван Гога. Мы искали долго варианты копий, которые бы максимально точно передавали оригинал. Выяснилось, что у нас в стране выставки репродукций не так много путешествую по стране. И чаще всего – это фотопечать на бумаге. И итоге мы нашли компанию, которая тоже с просветительскими целями, делает копии картин в технике «жикле». Что это такое? Это печать на холсте, причем особым способом. Техника предает не только цвета, но и мазки.

Если честно, очень долго вглядывалась, мазков почти не заметила. Я ожидала, что будет такая объемная вещь с 3D-эффектом.

— Результат копии зависит от самого автора – если автор, как Ван Гог, пишет пастозно, то и копия будет «объемной», если у самого автора, как у художницы-примитивистки Фриды Кало, нет мазка, то и копия будет более гладкая. Как автор написал, такой объем мы и видим. То же самое Айвазовской, копии которого мы привозили, его мазки не настолько объемны, чтобы их передать при помощи техники «жикле». Ну и нужно понимать, что техника «жикле» это не 3-D принтер.

Наивный вопрос, но тем не менее: зачем организовывать выставку копий, когда можно посмотреть подлинники?

— Чтобы оценить в полном масштабе творчество художника, нужно объехать весь свет. Картины одного автора могут быть разбросаны по всему миру. Пушкинский музей или Третьяковка в свое время для организации выставки картин Айвазовского собирали их по всему миру. У нашего музея нет таких возможностей. Конечно, у людей всегда есть альтернатива посмотреть подлинники, съездив на масштабные выставки в Москву, но не все на это идут. Поэтому проведение подобных выставок – это большой плюс для нас, для нашего города и региона.

— Если честно, меня удивляет, что выставки копий вызывает такой ажиотаж, тогда как в художественном музее висят самые настоящие подлинники, причем не самых последних авторов, тот же Айвазовский.

— У них, во-первых, есть экспозиции, в которых эти подлинные картины великих мастеров находятся в постоянном доступе. В нашем случае, наверное, срабатывает эффект ограниченного времени. Так же роль играет мастер. Не все художники выстреливают. Художник может быть прекрасен, но сейчас идет другой тренд. Вот, например, еще три года назад на Ван Гога никто особо не рвался. В Эрмитаже он висел в пустых залах. После песни группы «Ленинград» Ван Гог словно получил второе дыхание. Точно также сработала история, когда на выставку Айвазовского в Москве стояли огромные очереди, и это прогремело на всю страну. Поэтому когда мы привезли копии, люди были рады прикоснуться к его творчеству даже в таком формате.

— Почему Фрида Кало?

— Фрида – это очень раскрученный бренд. Она символ Мексики. Наверное, туризм Мексики строится вокруг Фриды и ее голубого дома, там много сувениров, посвященных Фриде. Снят фильм о ней в Голливуде.

— Может быть еще инерция московской выставки сработала, плюс, Фрида является иконой феминизма?

— Может быть. И даже не только это. Мы в ходе экскурсии не можем всего рассказать о Фриде, у нас возрастные ограничения. Бисексуальность, например. То, что, к этой части ее жизни есть интерес, тоже сложно отрицать.

— Как Вы лично относитесь к Фриде Кало?

— Отношусь неоднозначно. Но есть жизненные ситуации, за которые ей хочется сказать спасибо. Человек всю жизнь страдая, не впал в депрессию, не опустил руки. Вся ее жизнь – это жизнь на преодоление, и это достойно уважения, сопереживания и сочувствия. В последнее время она почти ничего не видела и, превозмогая боль, лежа в кровати, писала арбузы – тождество жизни. С другой стороны, ее отношения с Диего Ривера, эти мексиканские страсти, которые мы знаем только по сериалам. Но ведь в сериалах это все примитивно, мы к этому с иронией относимся. Настоящий же мастер не идет за зрителем, а поднимает зрителя до своего уровня, он идет вверх и ведет людей за собой.

 

Выставка продлиться до 8 декабря 2019 года.

В выходные дни в 14. 00. проводится экскурсия, которая входит в стоимость входного билета. Пребывание внутри экспозиционного зала не ограничено по времени.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности