На Таганке в Год театра

Великое удовольствие вспоминать и произносить названия известных уголков, районов, улиц древней нашей столицы: Пречистенка, Ордынка, Зарядье, Охотный ряд, Замоскворечье, Арбат…Сколько благозвучия в этих осмысленных наименованиях! Сколько исторических ассоциаций!

Таганка – из того же ряда. Название местности пошло от Таганской слободы, мастеровые которой изготавливали таганы – треножники для армейских котлов, а также комнатные печи – таганки.

А сегодня Таганкой мы в просторечии именуем самый знаменитый театр, хотя он и носит официальное название: Московский театр драмы и комедии на Таганке.

Таганка! Произносишь это слово, и перед мысленным взором встает полувековая история страны. И театр как духовный барометр общества знавал за эти полвека всякое: взлеты и падения, триумф и трагедию, запреты и раскол труппы. Сегодня, после пережитых потрясений, связанных с уходом Ю.П. Любимова, театр переживает сложные времена – выход из творческого безвременья.

22 сентября на Таганке давали «Тартюф» Мольера. При полном зале.

Комедия «Тартюф» создавалась в 1664-1669 годах. Трижды переделывалась автором. И ставилась в разных редакциях. Неоднократно запрещалась. Общество усматривало в «Тартюфе» сатиру на себя. Мольер был драматургом, актером, режиссером и директором театра. Пользовался расположением короля. И это способствовало разрешению цензурных проблем.

Прошло 350 лет. А будто ничего не изменилось. «Тартюф» — один из самых прославленных спектаклей в таганском репертуаре. Ему уже более полувека. Премьера состоялась 4 ноября 1968 года, постановка Ю.П. Любимова. Как и всякое произведение мировой классики, «Тартюф» размышляет о вечных темах, характерах и нравах. Показная религиозность, цинизм, жажда и власть денег, лицемерие – все это очень узнаваемо сегодня и придает спектаклю особую злободневность и актуальность.

Ханжа и проходимец Тартюф, ловко используя высокие устремления и живые чувства, втирается в доверие к главе добропорядочного семейства и едва не приводит его к гибели. К счастью, благодаря чудесному вмешательству короля (по воле автора) история завершается благополучно.

В спектакле гармонично соединились режиссерское прочтение, световое и звуковое решение, сценография.

«Изобретение пространства» — так назвал театровед Анатолий Смелянский цикл передач о художниках театра, показанный недавно на телеканале «Культура». Один из героев этого цикла художник-постановщик спектакля «Тартюф» Сергей Бархин. Сценография напоминает карточный пасьянс. Изобретение пространства осуществляется посредством простых декораций, что позволяет быстро их менять, сохраняя легкость и стремительность действия. Спектакль до сих пор идет на едином дыхании, легко и вдохновенно. Его отличают искрометность, бурлеск, по-таганковски дерзкие импровизации. Уместно и остроумно просачиваются современные словечки: «цирроз», «16+», «я голосовал». Случаются прямые обращения к залу (апарты). Даже объявление об антракте становится органичной частью монолога одного из персонажей.

Однако главное достоинство спектакля – блестящий актерский состав. Слаженность ансамбля. Слаженное, острое партнерство. Безукоризненное владение текстом. А текст Мольера (в переводе М. Лозинского) сложен для воспроизведения: длинная строка, перекрестные рифмы, метафорическая насыщенность. Некоторые монологи объемом почти в страницу. И, тем не менее, владение текстом у исполнителей таково, будто он рождается на наших глазах. А это высший профессионализм!

Знакомых имен среди исполнителей нет. Кроме одного… Это наша Юля. Юлия Стожарова. По ее приглашению нам с супругой посчастливилось побывать на спектакле. Увы, город наш плохо знает своих замечательных земляков. А между тем Юлия уже одиннадцатый сезон служит в театре на Таганке. Родилась и выросла она в Кирово-Чепецке. Окончила первую гимназию. 10 лет занималась в школе бального танца «Аэлита». В 2004 году поступила в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства.

По окончании академии поехала показываться в московские театры. И тут в жизни юной актрисы случилось судьбоносное событие… Еще Немирович-Данченко называл слагаемыми успешной актерской биографии талант, труд и удачу. Такой удачей и стала встреча с Ю.П. Любимовым. Легендарный основатель театра на Таганке отметил начинающую актрису, пригласил ее в свою труппу и сразу же ввел в спектакли действующего репертуара. В легендарные спектакли, поставленые им самим:

«Добрый человек из Сезуана» (Б. Брехт, 1964) — Племянница,

«Мастер и Маргарита» (М. Булгаков, 1972) – Гелла,

«Горе от ума – Горе уму – Горе ума» (А. Грибоедов, 2007) – дочь Тугоуховских,

«Тартюф» (Ж.-Б. Мольер, 1968) – Мариана.

В роли Марианы – дочери почтенного парижского буржуа Юлия играет кротость, покорность и смирение перед волей отца. И в то же время – внутренний бунт против этой воли: отец навязывает ей в женихи Тартюфа, а сердце Марианы отдано другому – благородному юноше по имени Валер.

Драматургический конфликт роли порождает гамму противоречивых чувств и сообщает сценическому образу объемность и глубину. И Юлия ведет эту линию уверенно и достойно.

В спектакле немало виртуозных хореографических пассажей. И тут исполнительнице роли Марианы нет равных: десять лет занятий в «Аэлите» не прошли даром – Юля обрела навыки бального и классического танца, джаз-модерна, аргентинского танго.

Всего на сцене Таганки Стожарова сыграла более двух десятков ролей. Но и в кино успешно снимается. У одной только Валерии Гай Германики была занята в трех картинах: «Краткий курс счастливой жизни» (2012), «Майские ленты» (2013), «Бонус» (2015).

А знакомство с режиссером Станиславом Говорухиным и участие в его фильме «В стиле джаз» (2010) стало вехой в творческой биографии актрисы.

Список театральных и киноролей у Юлии Стожаровой солидный. Это показатель устойчивой актерской репутации. И залог грядущих достижений.

В свое время Юлия подняла планку на огромную для себя высоту – и покорила столицу с ее суровыми нравами, жестокими законами конкуренции. Не снижать планку, устремляясь к новым высотам, – задача не менее сложная.

К счастью, в жизни Стожаровой есть наставник — режиссер вахтанговской школы, основатель и руководитель кирово-чепецкого любительского театра «Чтецкий клуб» Ирина Дегтярева.

Как давняя старшая подруга, как профессионал Ирина Аркадьевна помогала юной абитуриентке готовиться к поступлению в театральную академию, после окончания ее сняла Юлю в документальном фильме «Как стать артистом» (2008 г.)

И поныне их плодотворный союз только крепнет. Жизнь подбрасывает множество вопросов, которые интереснее обсуждать вдвоем. Ирина Аркадьевна по-прежнему остается авторитетным советчиком в вопросах культурологического характера, строгим цензором в части эстетического вкуса.

Нынешней весной на одном из показов спектакля «Играть» в «Чтецком клубе» Юлия присутствовала как почетная гостья и высоко оценила постановку пристрастным взглядом профессионала.

И теперь актриса Юлия Стожарова являет собою некий связующий мостик между Кирово-Чепецком и Москвой, между «Чтецким клубом» и театром на Таганке.

Таганка…

Приходишь в увенчанный славой театр впервые, и тебя невольно охватывает волнение. Будто прикасаешься к легенде. Все здесь обретает для тебя особый смысл, особое значение: эти стены с афишами, лестницы, портрет Любимова в фойе. Вот по коридору промелькнула Ирина Апексимова – нынешний директор театра…

А зрительный зал и сцена, оказывается, совсем небольшие. Зато какие страсти разгорались здесь! Какие имена помнят прославленные подмостки: Валерий Золотухин и Леонид Филатов, Иван Бортник и Борис Хмельницкий…

И, наконец, — Высоцкий, рвавший цепи на груди в роли Хлопуши в спектакле «Пугачев» и надрывавший сердце в образе Гамлета!..

Таганка! Побывать здесь, да еще по приглашению дорогой нашей землячки – это главное культурное событие в Год театра.

Александр Мальцев


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности