Так революция или переворот? Мнение местного историка

Октябрьской революции более ста лет, но споры о ней не утихают. Историк, исследователь, преподаватель истории образовательного центра им. А.Некрасова, автор книг Владимир Дубовцев изложил свою точку зрения на те события.

Владимир Александрович, последнее, что я слышала об октябрьских событиях 1917 года еще лет 30 назад – это был переворот, а не революция. Официальная точка зрения до сих пор такова?

— Сами большевики оценивали эти события и как переворот, и как революцию. В 1918 году, когда большевиков поддержало крестьянство, Ленин говорил о «революции, свершившейся по-настоящему». И долгое время термины «переворот» и «революция» использовались одновременно, за этим не стояло идеологии.

Для Вятской губернии это событие было благо или боль?

— Еще Гегель показал, что капитализм в силу своих внутренних противоречий не может решить проблему бедности. Что касается Вятской губернии, то она была аграрной. Поэтому революция дала тысячам вчерашних крестьян невиданные ранее «социальные лифты». Вспомните 1990-е годы, когда к нам вернулся капитализм, и возможности для социальных лифтов тоже сузились. Любой человек, который попадает на высокую должность, решает важные производственные и социальные задачи. Вопрос — насколько этот подъем связан с образованием человека, принадлежностью к элите. К 1935 году мы превратились в читающую страну. В течение 15 лет после Гражданской войны была поднята промышленность.

А по нашей области это было заметно?

— Конечно! Заключение в 1939 году пакта Молотова-Риббентропа с фашисткой Германией положительно сказалось на строительстве целого ряда объектов. Так, при строительстве ТЭЦ-3 первые котлы были — немецкие «Вальтеры». На первой дизель-электростанции в поселке генератор приводился в действие немецким дизелем MAN. А если говорить о человеческих судьбах, то таких примеров сколько угодно. Например, Юрий Николаевич Калинин, выросший из рабочих до директора предприятия.

Ну, это уже 1960-е годы! Или это все следствие революции?

— И Кирово-Чепецк, и Киров выросли только благодаря промышленности и строительству предприятий. В начале 1940-х годов строились крупнейшие заводы – «Сельмаш», «Авитек» и другие. Шел рост рабочего класса и руководства. До 1927 года Вятка была мещанско-чиновничьим городом, после революции купцов «прижали».

А что было с крестьянами?

— Непростой вопрос. Революции предшествовали эксперименты Столыпина, итоги которых были неудачны. Поэтому крестьянская община, которая не хотела, согласно плану Столыпина, распадаться на хутора, качнулась в сторону большевиков. Оказалось, что, кроме большевиков, землю им никто не даст. И в 1918 году в оборот были введены церковные, монастырские, помещичьи земли – все это было отдано крестьянам. Тогда колхозов еще не было, лишь первые коммуны без четких уставов. Вспомните: первое, что делал Колчак, — возвращал землю старым собственникам. В 1918 году одновременно были две армии – красная и белая – и обе они формировались из крестьянства. А крестьяне далеки от политики, поэтому перспектива получения земли сыграла решающую роль. Народ был во многом за большевиков, поэтому они победили.

Насколько мне известно, в Вятской губернии были восстания.

— В первые три года было 19 восстаний: на почве чересполосицы, недовольство хлебозаготовками и лишь три — на религиозной почве. Постепенно они сошли на нет. Самые крупные — Степановское, которое было быстро разгромлено, а часть бойцов перешла в Красную Армию. На юго-востоке губернии – Ижевское восстание, об этом подробно написано в моей книге «История нашего времени».

Меня смущает «эффективность» советских властей.

— Не стоит забывать, что летом 1917 года государственность в стране уже была развалена, поэтому большевикам пришлось ее отстраивать заново. И Ленин, и Сталин неоднократно говорили, что большевики подняли власть, которая лежала под ногами. Я здесь никаких открытий не делаю.

Современные школьники и студенты готовы это принять?

— Для преподавания истории нужна некая парадигма. Есть, например, три научные концепции Великой французской революции, и они меняли друг друга. А у нас пока не сложилась научная концепция других версий Октябрьской революции. Пока историки стоят либо на старых позициях, либо на позициях огульного очернения. Идет период научного осмысления.

Беседовала Светлана Сивкова

Фото: odintsovo.info


Так революция или переворот? Мнение местного историка

  1. «Идет период научного осмысления» — ответ на вопрос, т.к. нет определения что есть что. Уже в наше время многие не помнят и не понимают что было 30 лет назад, а стало быть чем дальше «ученые» от 1917 года, тем больше вероятность увеличения «периода научного осмысления» для ученых….

    Ответить
  2. забыли написать про гулаг и миллионы невинных жертвах, подняли страну за счёт рабского труда и каменных орудий труда. Слава большевикам, я думаю больше зла нашему народу сделали только немцы.

    Ответить
    • Аноним 11.11.2019 в 09:41

      Собственно говоря, именно Германия и организовала переворот на свои деньги, организовав живущих в ней русских при помощи того же Парвуса, который подавал идею переворота немцам, в том числе как экономическую выгоду. Ничего похожего на сегодняшний момент нет?

      Ответить
      • Аноним 11.11.2019 в 10:40

        То,что Ельцина привели к власти на доппары США,ни-кто не пишет. Или только через 100 лет.

        Ответить
          • Аноним 11.11.2019 в 14:06

            И как ельцинская команда всё раздавала и профукивала. Не так-ли, уважаемый аноним Аноним★ 11.11.2019 в 10:40, который писал, что все украли и не доплатили. Так вот это их дела по факту.

            Ответить
    • Аноним 12.11.2019 в 09:14

      Гость,больше зла нашему народу чем немцы сделали нынешние правители из кремлевской ОПГ.

      Ответить
      • Аноним 12.11.2019 в 12:24

        Больше зла, чем сделали в 90хх? Распад, талоны, пусты прилавки, разоренные заводы, бандиты и так далее. Сейчас для вас, видимо, хуже.

        Ответить
  3. Аноним 11.11.2019 в 09:16

    Я тоже считаю октябрьский переворот большим злом. В школе нас, конечно, другому учили. Но чем больше проходит лет, тем все более видна отрицательная роль того, что сотворили большевики.

    Ответить
    • Максим 11.11.2019 в 10:12

      Большое добро сделали либерал- демократы,вернули олигархов и миллиардеров, и ещё 19 млн нищих.Прошлый раз я написал что нищих 20млн,их оказывается всего 19 млн.Виноват.

      Ответить
      • Аноним 11.11.2019 в 10:45

        Да. Именно они. Согласен полностью. И нынешний их выводок теперь про этих нищих и кричит, забывая, что именно их предшественники создали олигархов, раздарив им предприятия и прочее под видом приватизации.

        Ответить
  4. Спиридон 11.11.2019 в 10:54

    Вспомните кому белые хотели ОТДАТЬ Россию? Сколько государств ее уже поделили? Тринадцать!! И свои войска ввели по просьбе белых! А большевики ее собрали, всех интервентов прогнали! Где-бы сейчас были очернители революции без Ленина? Скорей всего негры с кнутами по полям их гоняли!!!

    Ответить
    • Аноним 11.11.2019 в 11:15

      Так, погодите, пожалуйста. Причину и следствие не путайте. Началось-то всё с чего?
      И добавлю, кто сразу же отпустил Финляндию? Брестский мир никуда не девался. И еще кто русские земли в украинскую республику включил позже?

      Ответить
      • Аноним 11.11.2019 в 11:24

        И в итоге еще разделив Россию на национальные республики, которые благополучно вышли из СССР. Насколько наша территория уменьшилась? Не это-ли потеря? Эти территории всегда были российскими, за них велись войны, а потом просто отдали.

        Ответить
        • Аноним 11.11.2019 в 15:52

          Да да! Украина Беларусь Казахстан всегда русскими были. И Татарстан и Удмуртия и колмыкия и по..

          Ответить
          • Аноним 11.11.2019 в 16:41

            Ты хоть учебник по истории открывал?
            Кто просил помощи у России от поляков и вошел в ее состав? Кто и когда Казань и ханство брал, присоединив также входящую в него южную часть Удмуртии? Когда северная часть Удмуртии вошла в состав России?

            Ответить
            • Аноним 11.11.2019 в 16:45

              Хоть бы Википедией пользовался, что-ли, Аноним★ 11.11.2019 в 15:52 Если сам не тумкаешь.

              Ответить
  5. Аноним 11.11.2019 в 11:45

    Земли у нас и так навалом,только скоро не-кому будет жить.Если только китайцы.

    Ответить
        • Аноним 11.11.2019 в 16:07

          Население уменьшается. Спору нет. Почему уменьшается? Из-за войны и времен 90хх. Разве нет?
          В каждом городке и селе памятники с десятками и сотнями именам погибших. Вот это факт. Есть такая аллея по дороге в Глазов, километров двадцать с небольшим от К-Чепецка. Прямо в поле небольшое ухоженное место, деревца вокруг посажены. Так там памятник стоит небольшой деревушке, которой больше нет, с именами репрессированных и погибших в войне. Так малюсенькая деревня была, а людей погибло.
          Или деревня Векшино, которой тоже нет. На фронт ушли 62 человека. 32 из них не вернулись.
          В 90ые демократы страну до нищеты довели. Сколько людей умерло. Вот это факт.
          Про революцию речь, если что. Ну так, чтобы понимали. Есть по теме что-то?

          Ответить
        • Аноним 11.11.2019 в 17:08

          Население Европы тоже уменьшается, компенсируясь притоком переселенцев.

          Ответить
  6. Аноним 11.11.2019 в 17:49

    Дак как же, открывал учебники, конечно, начать с того что когда была Россия то Украина Татария и прочая Беларусия были в составе российской империи! А Казань поляки и пр.. это когда Русь была! Учебником он в меня тычет, Карамазов хренов, а то что всегда русскими были это я говорю к статье, о периоде столетней давности.

    Ответить
    • Аноним 12.11.2019 в 09:16

      Аноним 11.11.2019 в 17:49 Поляки? Я про Хмельницкого вообще-то. И Казань, кстати, тоже из Руси в составе в Российской империи стала. У нас история, не как у Северной Америки, а намного длиннее. Наше государство в своих границах столетиями менялось, в том числе увеличивалось. А не последние 100 лет, как ты решил отмерять. А профукали это за десяток лет.
      При этом что это 100 лет? До 1919 года что-ли, что за точка? Может тогда до 1917 года. Так до революции все перечисленные земли были Российскими, удмурты, татары и т.д.

      Ответить
        • Аноним 12.11.2019 в 09:46

          В Удмуртии, например, Чайковский родился.
          А Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии. С Наполеоном воевали.

          Ответить
  7. Предлагаю чучело Ленина бесплатно отдать жителям Африки для проведения чёрных ритуалов, чтобы ему и в аду было ещё хуже) кто за, предлагаю провести референдум по этому вопросу.

    Ответить
  8. Ананас 11.11.2019 в 20:09

    Это ты чучело! Ленин гениальный человек, создал самую большую политическую партию в мире.

    Ответить
  9. Олег 43 года. 11.11.2019 в 20:52

    Сколько же недоумков развелось. Если бы не Ленин не было бы страны, не полетел бы Гагарин в космос, да и немцев бы не победили. Да и недоумков этих 100% не было бы!
    Рассказывают мерзотные мифы про гулаги и прочий бред. Так если что то за 30 лет расстреляли то всего 630 тысяч человек, включая убийц, насильников и прочих мразей, У нас в 90 на порядок больше потери , но для дурачков Ельцин — герой!
    И сейчас то у нас рай , почти весь город в районе 20 ки зарабатывает, ради блаженства олигархов и на свою историю плюёт от скудоумия .

    Ответить
    • Аноним 11.11.2019 в 23:36

      точно! только клоуны этого не понимают. их заоняют в стойло, а им всё кажется что в рай капитализма.

      Ответить
      • Аноним 12.11.2019 в 09:14

        капитализм — не рай и раем никогда не был. Но и социализм, о котором вы так сожалеете, проел себя сам.

        Ответить
        • Аноним 44 года 12.11.2019 в 09:25

          Если бы не Ленин, то немцев добили бы еще в 1ю Мировую. И история говорит о том, что все-таки немцы его спонсировали.
          Согласен. что реально в Гулаге и в репрессиях около 700 тыс. человек расстреляли. Но это 700 000 человек!!! И при Ельцине больше потеряли. 100%. И всё завоеванное отдали, и договоры унизительные подписывали о недрах.
          Но… Кто сказал, что без революции не было бы никаких достижений? Сколько тогда расстреляли интеллигенции, офицеров с образованием, сколько умных людей уехало? Сколько они бы сделали? Вот вопрос.

          Ответить
          • Аноним 44 года★ 12.11.2019 в 09:25

            Первое утверждение ваше на чём основано? Империя развалилась уже, царь преданный т.н. белыми(да да они и свергли царя) не у власти. Большевики собрали то что можно и спасли страну от интервенции, устроенной белыми.
            Немцы его спонсировали чтоб он построил супер государство, которое победит немцев в Великую Отечественную?! «(Откуда у людей этот бред в голове?)

            За 30 лет расстреляли 628 тысяч человек, это включая всех преступников, насильников , убийц и т.п. так что невинных жертв были единицы, всё остальное сказки лжецов вроде соЛЖЕниЦина и подобных подонков.

            Ну вот не было революции и какие были достижения у николашки, аграрная страна с безграмотным нищим населением. Чтобы красный флаг висел на рейхстагом он сначала должен был подняться над Кремлём!

            Ответить
            • Аноним 12.11.2019 в 11:05

              Объем промышленного производства России в 1913 году составил 6938,9 млн. рублей. Доля России в мировой промышленности составляла в 1913 году, по разным оценкам, от 5,3% (пятое место в мире)] до 12,73% (третье место в мире). По оценке известного экономисторика П. Байроха доля России в мировом промышленном производстве в 1913 году составляла 8,2% и она занимала 4 место после США, Германии и Великобритании.

              Ответить
              • Аноним 12.11.2019 в 11:11

                Империя развалилась по какой причине? Революция. Уже потом царь отрекся и началось белое движение.
                Немцы спонсировали, чтобы окончить 1ю Мировую на своих условиях, обвалить экономику. . При этом, никто не из них тогда не думал, что в Германии на фоне кризиса к власти придут фашисты и нападут на СССР.
                При этом супергосударство распалось через 70 лет.

                Ответить
            • Аноним 12.11.2019 в 11:33

              Германия хотела вывести Россию из войны, чтобы освободить свои войска и двинуть их на тогдашних союзников России. И в итоге проиграла. Убрав Россию проиграла, а у не выведенной из войны России с союзниками выиграла бы?

              Ответить
              • Аноним 12.11.2019 в 11:36

                И именно большевики агитировали солдат против войны, создавали пораженческие настроения. Именно большевики подписали мирный договор, отдав в том числе Украину немцам, а не Российская империя, которая воевала.

                Ответить
        • Аноним 13.11.2019 в 11:10

          За многое можно критиковать Советский Союз. Но если ты родился в советской стране — тебе понятно, по каким законам существует большая страна. Ты знал, кем ты станешь к 50 годам.

          Кого-то это уже тогда напрягало: я вот хочу свободы, мне не хочется существовать в слишком зарегулированном обществе. Зачем вы расписываете мне всю мою жизнь. Многих это тогда напрягало. А сегодня, наоборот, большинству этого не хватает. Потому что бремя свободы, когда никто за тебя не отвечает, — оно очень тяжелое.

          Ответить
  10. Аноним 12.11.2019 в 09:23

    Советских людей обрабатывали государственной пропагандой 75 лет, с рождения и до самой смерти. Но в 1989-м все равно все кинулись строить капитализм и слушать бездуховную группу «Мираж».

    Ответить
    • Аноним 12.11.2019 в 09:27

      Потому что никому этот коммунизм-социализм не нужен стал давным-давно. Сам себя изжил.

      Ответить
    • Аноним 12.11.2019 в 12:14

      Да, да. Америка вот вот загнется. Только вот при Трампе опять экономический рост. Ну как вот так можно. Человек взял и делает. Китай тиранит, куда утекли производства из Америки и с этого не возвращаются деньги.

      Ответить
  11. Аноним 12.11.2019 в 12:39

    Трамп- то не вечен. Без борьбы с социализмом, капталистам не совсем комфортно.

    Ответить
  12. Половина страны скажет что их родственники пострадали от нелюдей красных, но Вам легче сказать что это враньё и ещё раз враньё. Конечно 50 млн людей просто врет. Так пишут те чьи предки стояли во главе гулагов и тюрем, чьи предки убивали простых людей, конечно этих мразей не коснулись гонения и ужасы, они были сами во главе этих ужасов.

    Ответить
    • Сейчас зато не красные , не жизнь а сказка! 12.11.2019 в 13:38

      Гость★ 12.11.2019 в 12:47
      Ну вот мои предки не работали в ГУЛАГах , никого не расстреливали. И никого из моих предков не посадили в не расстреляли. Не за что было.

      И что за цифра 50 млн, мрази- поклонники солженицина же рассказывают про 110 миллионов, «расстреляных лично Сталиным», недобор как то по жертвам получается!
      Я вот из всех своих знакомых только одного знаю у кого предки были репрессированы(и то за дело). Как то на половину страны не тянет! Хватит врать, надоело уже!

      Ответить
      • Аноним 12.11.2019 в 14:18

        Гость, не 50, а около 70 млн., если что. Я тоже не верю в такие огромные цифры. Мои деды, прадеды крестьяне. Отношение явно не имеют к лагерям.
        И про Солженицына почитай, как он «мучался» на теплых местах в «шарашках», и был завербован, по его же признанию.

        Ответить
  13. Аноним 12.11.2019 в 15:21

    Интересно,а с 90х годов сколоько миллионов потеряли.На кладбищах народу больше,чем в деревнях.

    Ответить
    • Аноним 12.11.2019 в 17:32

      Посетите микрорайон Каркино, всё сами увидите, жилплощади скоро не будет,это при том,что многих хоронят в деревнях. В 90 е мкр. Злобино еще был не заселен.

      Ответить
  14. Ананас 12.11.2019 в 18:43

    Ой мля! Собралась антилегенция каждый поумничать хочет, каждый глянь кой умный, я таких вшивых в 18 ом к стенке ставил! Жить им хренова стало! Зажрались сирые, и невдомёк, что в целом масса вы серая, и кормите то буржуев, то коммунистов, то либералов

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности