Пабло дома?

«Пикассо» — новый спектакль Кировского областного драматического театра, посвященный художнику, который при жизни получил почти официальный статус гения.

Действие спектакля происходит на вилле Пикассо, как следует из текста, который произносят актеры. Актеры, приехавшие по предложению великого Пабло Диего Хосе Франсиско и так далее, чтобы разыграть на вилле мастера спектакль по его пьесе, одеты в яркие наряды эпохи 70-х. То есть, если исходить из хронологии, это самые последние годы жизни художника. Лет ему сейчас этак 89-91. Пространство «виллы» — это лабиринт, организованный из холстов, затянутых в подрамники. По нему, как экскурсовод, по музею-квартире, ведет их за собой странная женщина в белом (включая театральный грим с явными признаками абстрактного искусства), вскинув над собой табличку с узнаваемым автографом Пикассо.

В этом музее-лабиринте их встречает хозяин, в подлинности которого тут же возникают сомнения. Он ровесник приехавшим гостям – рослый, молодой, длинноволосый, в соломенной шляпе и гавайской рубашке – Пикассо. Сопровождает его не менее подозрительная свита: женщина в белом – его жена Жаклин, которую он представил, как Смерть, седовласый поджарый секретарь в черном жакете с подозрительным глумливым смешком и «самый известный неизвестный художник Пикассо Тридцать Третий» в камзоле XVIII века, он же Пико, слуга мастера. При взгляде на весь этот театр уже не возникает сомнения, кто здесь настоящие актеры.

Актеры (те, которые приехали) здесь ради постановки пьесы Пикассо «Ничто», в которой только многоточия. Нормальный такой авангардный текст, ничего особенного. Особенным оказывается то, что режиссер пожаловавшей актерской труппы Луис носитель уникальной фамилии – Ратонера, что в переводе с испанского переводится как «мышеловка». Раз мышеловка, значит жди приветов от Гамлета, принца Датского — актеры обязательно кого-то разыграют и выведут на чистую воду.

После обеда, где одни актеры угощали других актеров исключительно красками из подвешенных, как праздничные украшения, разноцветных чайников, после подписания контракта на постановку пьесы, после первой ночи на «нехорошей» вилле, по которой шатается человек в маске быка, встречающая сторона утраивает тожественную аудиенцию мастера. «Пикассо» восседает на стуле, словно на троне, в короне из перьев, как у американского индейца, жена Смерть стоит за спиной, покровительственно возложив руку ему на плечо, секретарь пристроился сбоку-сзади за «троном», а Пико возлежит у ног хозяина. Тот, что здесь за Пикассо, коронует Луиса (один фигляр другого), водрузив ему на голову пернатую корону. Итак, вероятно, королем, которого будут проверять на легитимность, в этой пьесе («Ничто») будет Луис.

Вторая ночь полна событий, о чем мы узнаем из утренних диалогов двух трупп. Как говорят в творческих коллективах, все со всеми «передружили». Главным «негодяем» оказывается вопреки ожиданиям не Пикассо, известный своей полигамностью, а Луис – он давно «дружит» с актрисами своей труппы, а этой ночью «подружился» и со Смертью Пикассо. На этом фоне старина (далеко не старик!) Пикассо, умыкнувший, одну из любовниц Луиса, выглядит… да обычно так выглядит. Что удивительного, что двое молодых людей из разных творческих коллективов понравились друг другу? Впрочем, молодых ли?

С каждой проведенной ночью юноша Пикассо стареет. Седины в волосах появляется все больше, пока она не становится заметной. Вот он уже, старик стариком, парит ноги в тазу … томатным супом из увековеченной Уорхолом суповой банки. Оказывается, не лечится и не греется, а собрался рисовать – обмакнул ногу в томатный суп и давай рисовать! Смерть в этот момент решила показать свое живое естество и устроила истерику позеру – толкнула на него подрамник, испортила картину. Отомстил – засунул истеричку головой в таз и стер театральный грим с ее лица. Ссора заканчивается стрельбой – Пикассо падает от выстрела Жаклин. Усаженный в кресло, он внезапно оживает, но уже парализованный на одну сторону, как будто пережил инсульт. Теперь за ним ухаживают Луис и Бриджитт (за главную в его «гареме»), участливо сообщая новости о самоубийствах, которые произошли в его доме, и сумасшествии Жаклин. Похоже, что игра, затеянная кем-то (ну не актеры же ее придумали), приобретает черты реальности – в лабиринте, где обитает Минотавр, приносятся человеческие жертвы.

Взаимная ненависть Луиса и Бриджитт тоже вскоре достигает апогея. Во время последней ссоры, за которой следует расставание, выясняется, что Луис считает себя сыном Пикассо. Наверное, это главная причина, по которой он оказался в этом странном месте со странным контрактом на руках, в котором прописано как один из сопутствующих рисков – потеря себя. Луис как раз наоборот рассчитывает что-то обрести: найти отца или себя как художника (гены как-никак). Вместе они пишут картину – паралитик Пикассо «диктует» Луису картину: на огромном подрамнике (проекция) сама собой появляется схематичное лицо и неуверенные цветные каракули. Луис художник так себе.

В финале выясняется, что и с талантами в сфере театрального искусства у него не очень. Ведь вся эта история была разыграна и снята одним кадром, а он, как будто не увидел подвоха, хотя, как профессионал, мог бы и догадаться. В итоге, в финальном прощании с премьером, вжившимся в роль Пикассо, и, как будто уже не собирающимся ее покидать, он холодно прощается. Пикассо, признавший в нем сына, падает замертво. Так и должно было произойти. В противном случае зачем произносить эти огромные по меркам современного театра монологи о цене, которую требует искусство?

О спектакле:

Драматург — Олег Богаев

Режиссер — Захар Пантелеев

Художник-постановщик — Елена Турчанинова

В ролях:

Пикассо — Иван Шевелёв
Луис — Владимир Шишлянников
Жаклин (Смерть, жена Пикассо) — Марианна Узун
Сабартес (секретарь) — Вячеслав Чистяков
Пико —  Евгений Моисеев
Бриджитт — Елена Некрасова
Серж (актер труппы Луиса) — Юрий Мазуренко
Клод (актер труппы Луиса) — Кирилл Попов
Изабель (актриса труппы Луиса, сестра Бриджитт) —  Анна Васильева

Несколько фактов о Пикассо:

Имя: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринида́д Мартир Патрисио Руис и Пикассо

Автограф Пикассо

Годы жизни: 25 октября 1881 – 8 апреля 1973 гг.

Мотивы творчества: Много. Один из основных – Минотавр (бык). Один из самых известных на картине «Герника», посвященной бомбардировке города Страны Басков Герники в 1937 году. Если не считать фотографии Пикассо, примерившего эту маску на себя.

Сколько стоит: Очень дорого. «Алжирские женщины» 1955 г. проданы за 179,3 млн. долларов – второе место среди самых дорогих картин в мире.

Алжирские женщины. 1955 г.

Сколько женщин: Доподлинно никто не знает. Биографы выделяют «самых главных» в диапазоне от 4 до 7. Первая цифра – это жены и матери его детей, вторая с музами включительно. Последняя жена и муза Жаклин Рок.

Пабло и Жаклин

Сколько детей: 4 (официально). Луиса Ратонера среди них нет. Так же, как и нет никаких упоминаний о человеке с этим именем применительно к биографии Пикассо.

Дом: Последние годы жизни провел на вилле Нотр-Дам-де-Ви в Мужене (Юг Франции). После реставрации вилла выставлена на торги. Продано!

Светлана Сивкова



Пабло дома?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности