Проблемы с речью устранит и звук поставит. Советы логопеда

14 ноября логопеды отметили профессиональный праздник. Все ли речевые нарушения можно исправить и когда родителям пора бить тревогу?

Принято считать, что логопед – это специалист, помогающий научиться выговаривать неподдающиеся звуки. На самом деле логопед – это терапевт речи.

«Логопед работает над звукопроизношением, умением слышать и распознавать звуки речи, умением грамматически правильно строить предложения, развитием и обогащением словарного запаса, — рассказала учитель-логопед Марина Паздерина. — Часто ребенок не только неправильно произносит звуки, но и с трудом строит фразу, часто с грамматическими ошибками: «три собака», «на деревах», «малиновый варенье», что говорит о нарушении речевого развития».

Занимается логопед и с людьми, которые в результате перенесенного инсульта потеряли речь.

Когда обращаться?

Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и проще его исправить. По словам Марины Паздериной, легче и эффективнее всего работать с детьми в возрасте до семи лет.

К году нормально развивающийся малыш должен произносить до 10 слов и понимать 30-60 слов. К двум годам – строить предложения из двух-трех слов, понимать и правильно выполнять двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»). В его словарном запасе должно быть минимум 50 слов, и он уже уверенно и правильно должен произносить звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к двум с половиной годам у ребенка не формируется элементарная фразовая речь, значит, его развитие отстает от нормы и необходим специалист.

С какими проблемами обращаются?

С каждым годом детей, у которых есть проблемы с устной речью, становится все больше. Очень много ослабленных и вялых детей, к тому же с нарушенной координацией и гипервозбудимостью. В 70-е годы в норму укладывались все дети, а в 80-е и 90-е — уже нет. Начинают поговаривать о пересмотре норм речевого развития.

Усложнение школьных программ также способствует росту количества детей, которым ставятся диагнозы «дисграфия» (нарушение процессов письма) и «дислексия» (нарушение процессов чтения). Из-за этого дети хуже усваивают школьные программы, получают плохие отметки.

Случается, что ребенок не понимает обращенной к нему речи. Эта проблема еще более значительна, чем отсутствие у него речи. Если малыш не реагирует на речь взрослого, а уж тем более на голос мамы, нужно подключать специалистов и искать причины. Они могут скрываться в проблемах со слухом, а также в органическом поражении центральной нервной системы.

Иногда встречается частичная или полная утрата речевой функции. Ребенок перестает говорить или говорит хуже, чем раньше. Это может быть одним из симптомов патологических процессов в области головного мозга, нервной системы.

Когда нужно бить тревогу?

Логопеду необходимо показать ребенка в следующих случаях:

  • осложненные беременность и роды, а также родовые травмы;
  • наблюдение у невролога в первый год жизни, особенно если стоит диагноз «перинатальная энцефалопатия»;
  • малыш вяло берет грудь, быстро устает, отсутствует гуление и лепет, не реагирует на голос взрослого;
  • в два года говорит крайне мало или не говорит вообще;
  • в три года говорит невнятно, неразборчиво, не согласовывает между собой слова;
  • в четыре — пять лет неправильно или невнятно произносит звуки;
  • в шесть лет с трудом учит стихи, не может запомнить и пересказать текст;
  • в школе у ребенка проблемы с чтением и письмом.

Заикание

Мальчики заикаются в четыре раза чаще, чем девочки. Эта проблема обычно возникает в период с двух до пяти лет, и родители считают, что причиной является сильный испуг. Все дети периодически пугаются, но не все впоследствии заикаются. Истинная причина — в ослабленной центральной нервной системе, а испуг лишь служит пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может и внезапное неблагоприятное изменение обстановки в семье.

При возникновении признаков заикания необходимо обратиться к психоневрологу.

Последствия

Нарушения речи влекут за собой целый букет негативных последствий, от замены букв при письме и непонимания прочитанного до серьезных проблем в общении. Если есть проблемы с речью, значит есть и нарушение внимания, памяти, пространственной координации, двигательной активности. А к этому прибавляются еще и психологические проблемы.

Иногда даже незначительный дефект произношения может повлиять на судьбу человека. В пример логопед приводит 17-летнего юношу, который после школы мечтал поступить в военное училище. Вернулся с первого испытания он совершенно потрясенный – его отказались брать из-за дефекта звука «р». Юноша обратился к логопеду. Месяц титанических усилий педагога и ученика дал результат. После второго этапа испытаний юношу приняли в военное училище. Но со строгим условием – закреплять произношение поставленного звука.

Процесс постановки звука

Наша речь управляется головным мозгом. Постановка звука – это создание нового условного рефлекса. Прежде чем научить правильно произносить звук, надо научить ребенка правильно выдыхать. Затем выработать определенные движения языка. Но это лишь половина работы. Самый продолжительный этап – это включение вызванного звука в самостоятельную речь.

Коррекция идет гораздо быстрее и легче, если в содружестве с логопедом работают и другие специалисты: неврологи, психиатры, дефектологи, нейропсихологи, психологи.

Как помочь ребенку заговорить?

Сядьте так, чтобы ваши глаза были на одном уровне с глазами ребенка, чтобы он видел вашу артикуляцию. Говорите короткими фразами.

Многократно повторяйте простые слова: бух, тут, иди, дай.

Упрощайте свою речь до двухсложных слов типа «мама», «папа». К примеру, обувь можно назвать «боты», собаку «ава» и т.д. Обязательно упростите имя ребенка, называйте его не Арсением, к примеру, а Сеней.

Набрали приличное количество названий животных? Добавьте к ним простые действия: «иди, миша» или «ешь, ава» и т.д.

Чтение

Ничто так не развивает язык, как чтение. Когда ребенок много раз видел какое-то слово, напечатанное в книге, у него формируется зрительный образ, и он не ошибется в его написании. А когда малыш слышал слово много раз, но ни разу не видел, то он напишет его так, как слышит, и наверняка ошибется, особенно если есть проблемы с фонетическим восприятием.

Читайте детям русские сказки. Они учат замечать окружающее (терема дубовые, вода хрустальная), быть добрыми и справедливыми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности