Про верность и про это

Фильм «Верность» — самая неоднозначная премьера нынешнего киносезона, если ориентироваться только на зрительские реакции. Если же исходить из художественных задач, которые ставила перед собой режиссер Нагина Сайфуллаева, то фильм можно считать этапным в российском кинематографе.

О чем это

В центре фильма – отношения супружеской пары. Елена, врач-гинеколог частной клиники, подозревает своего мужа Сергея, актера местного театра (действие происходит в южном приморском городке), в изменах с его партнершей по сцене Катей. Пара существует в отношениях, в которых нет близости и взаимопонимания. Елена пытается самостоятельно разобраться в ситуации с изменами, устраивая слежку за мужем, но это не приносит ей результатов. Одновременно она сама для себя решает мстить ему за измену, заводя отношения на стороне. Однажды соучастником слежки становится директор клиники, в которой работает Елена. Он рассказывает ей свою драматическую историю любви с неверной женщиной, с которой расстался еще в молодости, и о своей теперешней идеологически обоснованной позиции неверного мужа.

По стечению обстоятельств среди любовников Елены оказывается муж одной из ее клиенток. Последняя, узнав о связи своего мужа с Еленой, пишет отрицательные отзывы о клинике и Елене в интернете, из-за чего от нее отказывается остальная клиентура. Сергей узнает об измене Елены из интернета и выгоняет ее из дома. Из-за возникшего скандала клиника должна принять жесткое решение в отношении Елены, но ее директор не хочет, чтобы она уходила. Во время их разговора в клинику приходит Сергей. Между супругами происходит примирение. Они ищут возможные варианты для решения проблем Елены с работой. Однако во время разговора выясняется, что Сергею будет сложно жить со знанием того, что жена ему изменяла, и ожиданием будущих измен.

В чем проблема

Героиня. Создатели фильма внесли смятение в умы зрителей, которые привыкли видеть во всем житейскую логику и соответствие правде жизни, отправив «во все тяжкие» женщину гинеколога. Такой выбор профессии – это скорее сигнал о том, что все будет вертеться вокруг «женского вопроса». По ошибке фильм занесли в феминистическое кино, коего у нас в стране не было и нет, если не считать советских фильмов о женщинах передовиках и героях труда, у которых и с личной жизнью, как на работе, полный порядок. Тем не менее, некоторый феминистический флер присутствует, но не на уровне идеологического наполнения, а как констатация фактов современной российской жизни – патриархальная модель отношений постепенно рушится.

Кто такая Елена? Она успешный врач в частной клинике. Не просто успешный, а талантливый и с задатками лидера, о чем говорит ее решимость проводить сложные медицинские манипуляции, от которых отказывается даже директор клиники. В семье из двух человек именно она является финансово состоятельной (в фильме ненавязчиво, из диалогов, узнаем, что машина, на которой супруги ездят, – это ЕЕ машина, а не НАША, как бывает, когда машина куплена на деньги мужа). Поэтому очевидно, что эта семья и мужчина, который рядом, — ее персональный выбор: сама полюбила, сама женила, сама страдает.

Поначалу, глядя на героиню Евгении Громовой, не сразу понимаешь, что перед нами женщина, которая ведет, а не ведется. Лицо ее практически лишено мимики, у нее очень скупая речь почти без интонации. Кажется, она сама пассивность. Это своего рода минус-прием – страстная героиня, лишенная внешних проявлений страсти. (Такой примем не новость, вспомним «Дневную красавицу» Луиса Бунюэль). Только по мере разворачивания сюжета и воссоздания всех нюансов жизни героини возникает полная картина. Елена – это «соло», безмолвный монолог, который выражается только в ее поступках. В этом смысле совет коллеги поговорить о проблемах в семье для нее бесполезен. Любая беседа, которая у нее возникает с мужем, в итоге ничего не решает.

Герой. Сергей, муж героини, – актер. Очевидно, что для Елены – это изначально мезальянс. Статус врача частной клиники в провинциальном городе значительно превосходит положение актера местного театра. Плюс, его профессиональная принадлежность дополнительно «заряжает» историю – у людей театра особый стиль и этика отношений. Поэтому его постоянное участие в жизни девушки Кати с точки зрения не вовлеченного в круг творческой богемы человека может говорит о многом, а для участника «тусовки» — вообще ни о чем. Так же, как и постоянный телесный контакт актеров во время репетиций и спектакля, – может привести к продолжению отношений вне работы, а может и нет. Нигде по сюжету прямо не указано, был ли факт измены со стороны Сергея.

Выбор Александра Паля на эту роль — решение во всех смыслах примечательное. За ним закрепились роли из серии «ребята с нашего двора», которые возглавляет блестяще сыгранный гопник с уголовным прошлым из комедии «Горько!» Сергей немного, но несильно облагорожен по сравнению с предыдущей галереей образов Александра Паля. Выясняя отношения с женой, он разговаривает вполне себе «дворовым» языком: Как он тебя? Куда? А в рот брала? Но в этот раз у героя Паля появляется глубина – грубоватость и даже эксцентричность речи не отменяет драму, которую он переживает. (В первый раз видела плачущего на экране Паля!) Проблема еще и в том, что он, как и героиня, тоже лишен адекватного языка, которым может рассказать о своей боли. Там, где она изменяет, он косноязычно «дает эмоцию». В итоге диалог опять не получается.

Неверность. Любовный треугольник Елена-Сергей-Катя смазывается буквально с первого кадра, когда Елена идет по набережной, глубоко погруженная в свои мысли. Ее измены начались давно. Мы попадаем в эту историю как раз к финалу. Сначала появляются звонки и СМС персонажей, которые ни разу не визуализируются, только потом любовники (явленных в фильме только два!) Так же не ясна история, которая предшествовала изменам Елены. Что происходит между Катей и Сергеем, так до конца и не ясно. Есть ли основания для обобщений, когда героиню в течение всего фильма окружают исключительно неверные мужчины?

Верность. Банальщина, уже давно ставшая общим местом, — любовь прощает все — далеко не для всех является прописной истиной. Кто обычно изменяет в паре, а кто прощает и живет с этим знанием и с этим человеком? Наверное, не стоит отдельно оговаривать, какой сюжет чаще всего разворачивается в семейных парах. В этом смысле ситуация в фильме – это «перевертыш», где женщина, не теряя всей присущей ей женственности, выступает в «мужской» роли. Ее признание в любви после примирения – это точка обнуления, после которой должна начаться новая жизнь. Так все и происходит поначалу. Елена и Сергей едут в машине и обсуждают как они будут жить дальше, пока с Сергеем не случается истерика: «ЭТО же в твоей природе!» И с этим невозможно жить. Межу тем как Елена, сделав свой выбор в его пользу, ни разу себе не изменила. Она была готова продолжать эти отношения, не будучи уверенной в том, что он ей не изменяет.

Финал. Условно говоря, финал напрашивается на определение открытого, когда не ясно, какая судьба ждет героев в будущем. После сцены в машине, мы видим Елену, которая входит в автобус. Вероятно, разговор был настолько содержательным, что продолжать движение в одной машине было невозможно. Может быть, они, которые в течение всего фильма ссорятся и мирятся, еще не один раз сойдутся. Один нюанс: Сергей сперва выгоняет ее из дома, узнав об изменах, теперь Елена покинула СВОЮ машину (кстати, неизвестно, есть ли водительские права у Сергея) и отправилась в одинокое путешествие. Не парное животное, жизнь соло. Если это феминизм, то очень странный. Одиночество вообще сомнительное достижение. Драма героини в невозможности обрести гармонию ни в паре, ни с самой собой. А феминизм? Да, есть кое-какие достижения, но эти завоевания подарили женщине весь комплекс типично мужских забот патриархального общества – выбор и готовность нести его бремя, ответственность за собственное решение (равноправие так равноправие). Режиссер Нагина Сайфуллаева очень точно нащупала болевую точку, показав тот самый случай, когда свобода принятия решений никого не сделала счастливым (феминистская ли это проблема?) В этом смысле нет никакого противоречия с российским феминистическим сообществом, которое фильм не приняло. Один из ярких примеров – разгромная статься Беллы Рапопорт на фильм «50 оттенков пассивной агрессии». Водораздел прошел на уровне сочувствую/не сочувствую героине: режиссер увидела в этом человеческую драму, феминистка Белла Рапопорт подтвердила — сама дура, не умеет правильно выбирать.

Как это

Секс. Самый большой шок для российского зрителя. Реакция странная, в силу того, что все уже давно все посмотрели, но только не на русском языке. Конечно, был в истории отечественного кинематографа период, когда мы якобы снимали эротику. Катализатором был фильм «Маленькая Вера» (1988), после которого, что называется «бомбануло». Тогда же стало ясно, что отечественный кинематограф сильно отстает от западного по «технической» части – снимать эротику у нас не умеют. В этом плане фильм «Верность» — это еще один пробный шар (кажется, что в этом фильме и в фильме «Текст» за эротические сцены отвечал один и тот же человек). Сцены достаточно откровенные, на грани с софт-порно, но сняты словно по готовым лекалам. Постарались все. На твердую «четверку». Впрочем, нужно отдать должное режиссеру, границу между «по любви» и «в отместку» она провела четко, расписав в том числе цветовую гамму.

Цвет, свет, место действия. «Верность» — это второй фильм Нагины Сайфуллаевой, действие которого разворачивается в южном городе на берегу моря. Похоже, что такой выбор становится фирменным знаком режиссера. Морское побережье – это место, где разворачиваются нешуточные драмы. В новом фильме место действия еще в большей степени определяет цветовую гамму фильма, чем в предыдущем, формируя дополнительные смыслы. Любовь и измена в фильме имеют свой цветовой колорит. В песчано-синюю цветовую гамму только дважды врезается красный – яркое платье Кати на сцене и напомаженные губы Елены, когда она отправляется в клуб с прозрачными намерениями. Невольно напрашивается сопоставление одного с другим. Пожалуй, это единственный внятный намек на реальность измены Сергея.

С мужем

С любовником

Красный — знак измены

Светлана Сивкова



Про верность и про это

  1. Ананас 23.11.2019 в 09:15

    Нельзя бабам фильмы снимать. Все беды из за того что мужики тряпками стали, баба доложна сидеть дома варить борщ и вытирать сопли не меньше трем ребятишкам, а то вишь они образование получать стали, работать, на корпаративах шпехаться, курить, пить бухло и тд.. общество доложны быть патриархальным, только такое общество способно конкурировать, а если жить как западные пидерасы то это путь к вырождению, как в опытах с мышами.

    Ответить
    • Аноним 24.11.2019 в 10:54

      Я женщина, но соглашусь с Ананасом. К черту феминизм и раскрепощенность. Там, где баба ищет свободы, всегда драма в итоге.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности