Зачем оркестру дирижер?

Преподаватель детской школы искусств им. Г.И. Бабко Елена Ицкович, домристка, начала заниматься дирижированием, когда училась в Кировском училище искусств. По окончании Нижегородской консерватории Елена Леонидовна вернулась в родную «музыкалку», где с 2013 года руководит оркестром «Экспромт». Мы попросили руководителя оркестра рассказать о профессии дирижера, которая со стороны кажется одной из самых непонятных среди музыкальных специализаций.

Елена Леонидовна, что это за профессия — дирижер?

— Первая обязанность – организация коллектива, от репетиций до выступления. Очень важно дирижеру быть сильным музыкантом, потому что он должен находиться с ними во взаимодействии. Но при этом он интерпретатор музыкального произведения. Динамика, темп, остановки, паузы – вся музыка зависит от видения и понимания дирижером музыкального произведения. А до этого проводится большая подготовительная работа с партитурой. Не каждое произведение имеет оркестровую партитуру, его нужно «разложить» на инструменты, исходя из возможностей оркестра, музыкантов. Потом идут репетиции с отдельными инструментами и затем сводная репетиция, когда играют все вместе.

И вот на сводной репетиции дирижер начинает делать непонятные жесты руками. Что это?

— Например, я хочу что-то сказать своему собеседнику и делаю вдох. Так же у дирижера есть такой жест – ауфтакт. Если я ничего не показала оркестру, то он молчит. Руки дирижера – это очень важная информация для оркестра. Если я дирижирую объемно, широко, значит у нас форте — мы играем громко.

Это действительно зависит от ширины размаха рук?

— Да, и оркестр понимает, насколько громко нужно играть. Если нужно прибавить динамику или убавить – крещендо и диминуэндо —  дирижер может показать другой жест. Но еще очень много зависит от мимики дирижера

А когда дирижер размахивает руками где-то в области своего затылка и топает ногой, это что-то означает?

— Ну, это позволено только великим дирижерам. Руководитель оркестра, особенно детского, себе такого позволить не может, тем более в музыкальной школе, ведь наша цель — научить.

То есть все-таки четкая система жестов существует?

— У нас в музыке есть система размеров: в этом произведении размер три четверти, в этом — четыре четверти и так далее. Каждый размер отличается схемой дирижирования, так называемой специальная сетка. Иногда эта сетка нарушается, дирижер может переходить на более простые или наоборот сложные жесты. Но только в том случае, если перед ним сидят не дети, а взрослые профессиональные артисты. Музыканты настолько хорошо знают норму, что если дирижер от нее отойдет, то они как профессионалы профессионала все равно поймут его.

Почему оркестр не может играть без дирижера? Ноты у всех одинаковые, обо всем остальном можно договориться. 

— Оркестры бывают разные. У меня сейчас оркестр из 50 инструментов. У всех свои особенности, у каждого человека свой характер и темперамент, поэтому сыграть одинаково одно произведение они не могут, а моя задача как руководителя их организовать. Я не навязываю свою точку зрения, мы как бы договариваемся о том, что будем играть это произведение именно так. И потом, человек со своим инструментом не слышит всего оркестра, не слышит партии других инструментов. А дирижер со своего места слышит всех. Поэтому музыканты работают по рукам и жестам – у них другого выхода нет.

Дирижерская палочка – обязательный инструмент?

— Это продолжение руки. Палочка может передать более тонкие и точные нюансы по сравнению с руками.

А что значит этот эффектный резкий жест гарпунщика?  

— Иногда бывает, что я не могу показать всем группам инструментов ауфтакт (у меня же всего две руки), поэтому приходится делать такой резкий жест, чтобы показать им, что нужно начать играть.

Если вы слышите одно произведение с одинаковым набором инструментов, но дирижеры разные, сможете отличить одного от другого?

— Смогу. Дирижер как режиссер в театре – пьеса одна и та же, а спектакли разные.

Не исчезнет ли профессия дирижера, когда у всех будет техническая возможность синтезировать музыку на компьютере?

— Живая музыка не исчезнет, как и бумажные книги. Живое исполнение всегда больше котируется, чем фонограмма.

На каких дирижеров нужно обратить внимание, чтобы получить внятное представление об этой профессии? У всех на слуху Гергиев, Светланов или фон Караян, а еще?

— Например, Мстислав Ростропович, у него была своя манера. Виктор Кузнецов – великолепный дирижер, хотя о нем мало говорят. Николай Калинин, который руководил народным оркестром им. Осипова; Дмитрий Дмитриенко, который руководит ансамблем им. Зыкиной.

В нашей школе искусств есть талантливые руководители оркестров, например, образцовым оркестром русских народных инструментов руководит Владимир Прокашев. Выступления наших оркестров не раз радовали горожан, жителей региона. И большая заслуга в этом их руководителей – дирижеров.

Светлана Сивкова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности