От Тулуз-Лотрека до Елены Авиновой: художники театра в главной роли

Инна Широкова. Портрет артистов Александра Мюрисепа и Натальи Исаевой

Экспонаты для выставки «Театр в главной роли» собирались в театрах города, что не удивительно, а также часть экспозиции была извлечена из фондов Вятского художественного музея. Последние экспонаты открывают выставку и сразу погружают в другую театральную эпоху, о которой мы знаем только по литературе и живописи.

Первая работа – это  графика Анри Туруз-Лотрек, изображающая актеров театра варьете. Далее идут произведения российских художников эпохи модерн Мстислава Добужинского, Александра Бенуа и Александры Экстер. Карандашный рисунок Добужинского уникален с точки зрения объекта изображения – на ней представлен монтаж сценических декораций. Известно, что сторонний наблюдатель, впервые попавший в театр в «рабочий» момент бывает очарован театральной механикой. Эту «экзотику» отразил известный «мирискуссник». Александр Бенуа, тоже входивший в «Мир искусств», представлен здесь эскизом декорации к спектаклю «Каменный гость» по Пушкину, а также эскизами костюмов к другим постановкам МХТ.

Особо стоит отметить материальные артефакты той эпохи, которые организованы в импровизированную гримерку актрисы. Но при этом все экспонаты этой «импровизации» имеют театральную историю. Костюм Сони из постановки «Дяди Вани» на сцене вятского театра режиссера Котэ Марджанишвили принадлежит аж 1901 году! Тем, кто видел чеховские постановки в театре или киноэкранизации, а таких среди нас немало, будет интересно сравнить, как себе представляли режиссеры более ста лет назад костюм дурнушки. Сейчас, из нашего времени, пожалуй, это платье может показаться костюмом модница той эпохи – обилие вышивки и кружев поражает.

Рядом находится витрина с архивными документами той эпохи, прежде всего фотографиями актеров и актрис в сценических костюмах. Не ошибитесь, кто здесь кто, ибо известный вятский актер Константин Зефирович Пузинский успешно выступал как в мужских, так и в женских образах.

Каждому театру нашего города уделена отдельная секция, в которой есть костюмы и фотографии мизансцен спектаклей, которые вошли в театральную историю нашего города. «Дом Бернарды Альбы» в постановке Евгения Степанцева, постановки сказок Вячеслава Ишина, а также незабываемы спектакли кукольников Афанасьевых, отца и сына.

Если в «драме» в течение многих лет все было стабильно – команда, которая проработала много лет вместе, включая художника, то если взглянуть на историю ТЮЗа, ныне «Театра на Спасской», то поражает разнообразие работ и режиссеров, и художников. Здесь и эпохальный «Эквус», и нашумевший в свое время «Дракула», и скандальный «Так-то да». Интересно соотносить эскиз костюма с его реальным воплощением, как в случае с кимоно из спектакля «Средство Макропулоса», над костюмами к которому работала Виктория Хархалуп. Графические работы Елены Авиновой к спектаклям «Так-то да» поражают не только масштабом, но и качеством проработки. По сути, это самостоятельные произведения искусства. Представленная часть декораций из «Дубровского» — это возможность соотнести себя с предметами актерского быта начала 21 века, когда на сцене не жизнеподобные парафиновые фрукты в вазе, а плоское изображение стола с нарисованной снедью. Для самых внимательных сюрпризом будет то, что в одном из спектаклей ТЮЗа в качестве актера выступал драматург Михаил Угаров – есть фото-подтверждение тому.

Театр кукол – это совершенно отдельная история с точки зрения материальной культуры. Создавая куклу, художнику учитывает многие технические моменты, при этом ему нужно создать характер неодушевленного персонажа. Так, например, к постановке «Женитьба» куклы создавались с учетом портретного сходства с актерами, которые их будут оживлять. Особняком стоят костюмы для постановки «Русская борзая», выполненные из крафт-бумаги. Вообще, все костюмы на выставке удивительны для неофита. Это как раз тот случай, где можно процитировать Анну Ахматову и в нужном месте оборвать строку: «Когда б вы знали из какого сора…» Действительно, происхождение любой театральной вещи, которая попадает на сцену, может быть самым неожиданным.

Выставка «Театр в главной роли» работает до 5 января 2020 года в Выставочном зале ВХМ по адресу г. Киров, ул. Карла Либкнехта, 71

Одновременно в рамках выставки проходят экскурсии выходного дня в субботу и воскресенье, а также целый ряд мероприятий, в которых заняты артисты кировских театров. Полная афиша здесь.



От Тулуз-Лотрека до Елены Авиновой: художники театра в главной роли

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности