Иллюстрации Михаила Шемякина к стихам Владимира Высоцкого и не только на новой выставке в ВХМ

Выставка «Две судьбы» – это свидетельство дружбы, которая связывала Владимира Высоцкого и Михаила Шемякина, с момента знакомства в 1974 году в Париже после вынужденной эмиграции художника. Главная часть выставки – это, прежде всего, иллюстрации Михаила Шемякина к стихам Владимира Высоцкого. На их основе была создана книга с одноименным названием. Над иллюстрациями к ней художник работал в 2004-2011 годах. Создано 42 произведения графики, что не случайно, число соответствует годам жизни поэта.

Эти иллюстрации представлены на выставке в технике авторской цифровой печати – «жикле», выполненных непосредственно в мастерской, и имеют знак подлинности – подпись Михаила Шемякина. Сами оригиналы находятся у художника и имеют не только художественную, но и материальную ценность. Невозможность  их экспонирования в Кирове связана с хрупкостью листов и высокой стоимостью транспортировки. Жикле, «заверенные» автором – это хороший компромиссный вариант. Они полностью отражают оригинал и по цветопередаче, и по размеру.

Отбор стихов Высоцкого Шемякин осуществлял самостоятельно. Здесь есть песни, известные практически каждому. Есть и не самые популярные тексты, которые не стали песнями. В серию попали темы, которые близки самому Шемякину и биографически, и на уровне исторической памяти – это великая война и репрессии, которые коснулись почти каждого жителя нашей страны. Отдельная тема – карательная психиатрия, жертвой которой был сам Шемякин. Личная история художника по-своему преломила тексты Высоцкого об обитателях психиатрической больницы. Фирменные атрибуты стиля Шемякина – образы смерти и прием гротеска – в этот раз были вплавлены в советскую камуфляжно-лагерную эстетику.

Отдельный большой раздел выставки – это подлинные литографии из серии «Чрево Парижа». Историю их создания подробнее рассказала Карина Чернышова, представитель Центра Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге:

— В Париже в 1972 году Шемякиным была сделана большая серия фотографий, увековечившая знаменитый рынок в самом центре Парижа. По воспоминаниям художника — это был последний год существования исторического места. В 1977 году, опираясь на эти снимки и множественные эскизы, он создал серию литографий “Чрево Парижа”.

Пятнадцать графических листов, принесших ему европейскую известность, представляют фантасмагорическое слияние фигуры мясника и водруженной туши — своеобразный «танец жизни и смерти». Эта серия в свое время произвела сильное впечатление на Высоцкого, который посвятил ей стихотворение «Тушеноши». Позже, уже после смерти поэта, Шемякин создал рисунок к этому тексту.

Два подготовительных эскиза и итоговая иллюстрация к «Тушеношам» также представлены на выставке в технике жикле.

Дополняют экспозицию уникальные снимки французского фотографа Патрика Бернара, сделанные в парижской мастерской Шемякина, а также копии архивных снимков, писем и записей Высоцкого, адресованных Шемякину.

Выставка продлиться до 9 февраля в Выставочном зале Вятского художественного музея

Выставка сопровождается экскурсией в будние дни (среда-пятница) в 17.00, в выходные — в 15.00 и 17.00

Также в выставочном зале можно приобрести книгу «Две судьбы» издательства «Vita Nova», которое специализируется на выпуске высококачественной книжной полиграфии.

Светлана Сивкова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности