В чем величие Чехова

Совсем недавно, 29 января, отметили 160-летие Антона Павловича Чехова. Юбилей прошел почти незаметно. Между тем за рубежом Чехов считается главным русским писателем наряду с Достоевским и Толстым. «Почему Чехов великий писатель?» — этот вопрос мы задали людям, труд которых связан с литературой.

Ольга Горохова, директор библиотеки им. Н.А. Островского

— Мне в рассказах Чехова интересен человек. Писатель хорошо понимал человека, знал его, принимал таким, какой он есть, и короткими штрихами мог его изобразить так, что ты сразу этого человека видишь. В произведениях Чехова важен подтекст. Читаешь его юмористические рассказы, вроде ни о чем, но в каждом рассказе очень глубокий смысл. Его короткие рассказы я очень люблю, но читать Чехова непросто. Прочитаешь один рассказ, другой, даже начинаешь смеяться, а потом, когда поймешь суть, уже не до смеха. Почему-то мне всегда хочется читать Чехова, когда я болею. Наверное, когда читаю его рассказы, я излечиваюсь.

Олег Шатков, поэт, писатель, член Союза писателей

— Я бы поставил Чехова в один ряд с Достоевским и Толстым. Хотя он работал с малыми формами, но очень глубоко «копал». Читая его короткие шутливые рассказы, понимаешь, насколько схожа психология нынешнего человека с психологией человека, жившего 150 лет назад. Поэтому он и близок современному читателю. Я всегда воспринимал Чехова как писателя, работавшего на оптимизм человеческий. При этом юмористические рассказы писали и до Чехова, и одновременно с ним, но до нас они не дошли, возможно, вполне справедливо.

Он вышел из писательской среды, где было много равных, но в нем соединились так удачно и мастерство, и талант, и наблюдательность, которых, наверное, у других вкупе не было. Повлиял ли он на меня? На писателя все влияет. У меня тоже есть шутливые рассказы. Возможно, что-то получилось и перенять. Если современного писателя сравнивают с Чеховым, то это очень лестно для него.

Ирина Дегтярева, режиссер, драматург, руководитель любительского театра «Чтецкий клуб»

— Когда случается какой-то ментальный поворот в жизни нации, появляется драматург, ставший голосом времени. Поначалу, когда Чехов дал неизвестному театру совершенно новый тип драматургии, думалось, он выразил суть слома 19 века. Так появился МХАТ и новый способ существования артистов на сцене (отсутствие выспренности, жеманства и искусственных голосов). Но и сегодня Чехов соперничает по популярности с Шекспиром и является едва ли не любимым драматургом в мире, от Японии до Канады.

Что находят в его грустных, медленных пьесах люди 21 века? Еще Немирович-Данченко говорил об уникальном чеховском течении времени: люди едят и пьют чай, а их жизнь рушится. Утекающая сквозь пальцы жизнь и желания, которым никогда не сбыться, – разве может потерять актуальность эта драма? В любой стране, в любую эпоху, взрослея, человек переживает один и тот же сюжет. Антон Павлович это хорошо понимал, ведь врачи лишены сентиментальности и знают про людей чуть больше. Но и сострадания у настоящих докторов больше, чем у нас. Поэтому его грустные пьесы так нежны и наполнены любовью. Он сочувствует каждому герою и ищет для них опоры или утешения. Вот этого – внимательного вглядывания в то, чем на самом деле скрепляется жизнь, — не хватает нам сегодня. Потому и не отпускаем Чехова.

Надо почаще вспоминать, что этот скромный человек с тихим голосом и слабым здоровьем до сих пор надежно представляет нашу культуру во всем мире.

Татьяна Булдакова, преподаватель литературы лицея

— Произведения Чехова актуальны до сих пор; темы, которые он затрагивал, и сейчас важны. Прежде всего Чехов известен как мастер короткого рассказа. Он начал свою писательскую деятельность в юмористических журналах, где были определенные рамки – нужно было писать лаконично и ясно. Но важнее всего в его творчестве художественная деталь. При помощи небольшой детали он мог раскрыть весь смысл произведения, показать характер персонажа. Это характерно и для его драматургии.

Дети с удовольствием анализируют рассказы, им интересно находить эти детали. Я стараюсь делать акцент не столько на юморе, сколько на художественных приемах, которые Чехов использует. На примере его произведений мы учим детей лаконичности и ясности изложения. А еще в коротких рассказах Чехова показано много человеческих недостатков, на примере которых мы учим детей нести ответственность за свои поступки.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности