Как менялась Масленица

Упоминания о Масленице известны с 16 века. С тех пор много что изменилось. Масленица – праздник, по поводу которого спорят историки и этнографы. До сих пор доподлинно не установлено, является Масленица языческим или христианским праздником. В последнем случае не до конца ясно, насколько сильно церковь с ним боролась и боролась ли вообще.

Двойственность этого праздника заключается в следующем. С одной стороны, он календарно прочно привязан к Великому посту, а не к солнцевороту. С другой, все мероприятия, которые сопровождали праздник до революции, больше похожи на языческие обряды, чем на христианские.

Но есть интересный нюанс: поминки по умершим родственникам и элементы тризны в игрищах постепенно изменили свой смысл – скорбные ноты ушли, но осталось веселье в чистом виде. Даже элементы праздника стали трактоваться по-другому. Например, все мы убеждены в том, что масленичный блин – это символ солнца. На самом деле такого смыслового наполнения у блинов никогда не было, а вот связь их с умершими предками очевидна: блины уже на момент появления письменных источников считались очень «древней» пищей, известной с незапамятных времен.

Какой была Масленица?

Отмечать ее начинали с субботы предыдущей недели – это была так называемая Пестрая масленица. Далее шла масленичная неделя, кульминацией которой был четверг (а не воскресенье!) В этот день прекращались все работы, и люди четыре дня ничем другим, кроме празднования Масленицы, не занимались.

Четверг был самым разгульным на масленичной неделе, в этот день проходили основные гуляния и игрища, главным среди которых были катания с ледяных горок, кулачные бои и съездки (езда наперегонки в санях, запряженных лошадьми). С тех времен до нас дошла игра в царя горы, которая отпочковалась от довольно небезопасного игрища, взятия ледового (снежного) городка, которому Василий Суриков посвятил свое живописное полотно.

В последний день масленичной недели сжигали чучело масленицы (или зимы), прощались с ней. В некоторых районах Масленицу хоронили. Этот день был отдан для поминовения предков. При этом наряду с языческими обрядами шло заговение перед Великим постом.

Что касается обрядовой пищи, то главной, естественно, были блины. Блины издревле на Руси были поминальным блюдом. До сих пор сохранился обычай есть блины на поминках. Блины сопровождали празднующих практически все дни масленичной недели. С тех времен дошло выражение «печь блины».

Как так? Ведь сегодня их жарят. Пекли блины в печи, заливая их на сковородку, порой поверх выложенной на ней начинки. Блины с припеком, наоборот, предполагали, что ингредиенты будут насыпаны поверх блина. Особого разнообразия в начинках не было, но и особой сакральностью они тоже не были отмечены. Интересно, что сладких блинов долгое время не было, так как сахар был дорогим продуктом.

Почему Масленицы не стало после революции?

Есть мнение, что Масленицу отменили большевики в связи с антирелигиозной пропагандой. На самом деле, благодаря ее двойственности большевики к ней относились скорее лояльно, по сравнению с тем же Рождеством. Была идея отмечать Красную масленицу – сохранить праздник, но с правильной пропагандисткой подачей.

Почему идея не прижилась, сейчас сказать сложно. Возможно, идеологическая подоплека не всем пришлась по душе, а, возможно, дело было в голодном времени, которое наступило с революцией и гражданской войной. Факт заключался только в том, что масленичные гуляния прекратились полностью на территории всей страны.

Возвращение в новом обличии

В 60-е гг. 20 века в СССР праздник решили возобновить. До сих пор, как и в случае с его отменой после революции, не ясно, из каких соображений праздник был возрожден. Были ли случаи, когда кто-то пытался отмечать этот праздник по старинке? Нужна ли была дополнительная идеологическая пропаганда? Так или иначе, но в 60-е появились Проводы русской зимы, которые праздновались всего один день, в календарный выходной. Это могла быть и суббота.

Праздник имел официальную и неофициальную части. Вначале выступали представители партии и органов управления, далее – фольклорные коллективы, а уже после празднование было отдано на откуп собравшимся. В основном организовывались конкурсы, которые к прежним масленичным забавам не имели почти никакого отношения. Пожалуй, за исключением лазания на столб за подарком. Но и этот обычай не был связан с масленицей напрямую, скорее он был ярмарочным атрибутом. Пожалуй, сохранился только обычай сжигать чучело Зимы, но далеко не везде.

В 60-е гг., кстати, сахар, благодаря торговым связям с Кубой, стал народным продуктом. А, кроме сметаны, популярным дополнением к блинам стала сгущенка.

А что сейчас?

Обычай праздновать Масленицу неделю, тем более две недели, похоже, навсегда утрачен из-за прерванной традиции. Сегодняшнее празднование в большей степени связано с традициями Проводов русской зимы, с его фольклорно-лубочным колоритом, который вошел в моду в 60-е. Представители РПЦ по-прежнему ничего против масленицы не имеют, за исключением оговорок о греховности чревоугодия.

Светлана Сивкова

Фото: zen.yandex.com, twitter.com, nabchelni.bezformata.com, yandex.by


Как менялась Масленица

  1. Андрей 02.03.2020 в 09:07

    ТАКОЙ ПОЗОР НАШЕЙ АДМИНИСТРАЦИИ И ОРГАНИЗАТОРОВ МАСЛЕННИЦЫ, НУ ХОТЯ БЫ У ЧУЧЕЛА МАСЛЕННИЦЫ МОРДАШКУ НАРИСОВАЛИ, А ТАК НЕ ПОЙМИ КОГО СОЖГЛИ

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности