«Маленький мальчик нашел пулемет…»

В 70-80-е годы прошлого века страшилки прочно вошли в городской фольклор. Как же появились на свет садистские стишки? Ученые занялись исследованием жанра, и им удалось докопаться до авторства. Один из них приводит монолог Игоря Мальского, который в середине 70-х годов создал Коммуну Желтой Подводной Лодки на окраине Ленинграда.

Обитатели коммуны жили в деревянном доме, вели полудеревенский-полупоходный быт и, главное, занимались творчеством. Гитара была обязательным атрибутом посиделок в коммуне, во время которых была сочинена песня про чахоточного мальчика, куплеты которой ушли в народ.

Вянут цветы, сохнет трава,

Мальчик чахоточный колет дрова.

Прошлой весной — эх, всем бы так —

В этом дворе нашел он пятак.

Снова взлетает топор в небеса,

Мальчик доволен, трясет волоса.

С присвистом лезвие в мясо вошло,

Вместе с травой его детство ушло.

Все последующие стихотворения про маленького мальчика, по воспоминаниям Мальского, сочинялись как куплеты к этой песне. По мнению родоначальника жанра, это произведение возникло как реакция на официальную песенную пропаганду.

Вообще ужасы в произведениях для детей возникли не вчера. Когда специализированной детской литературы еще не было, для детей писали взрослые авторы. Часто такие тексты носили дидактический характер, а в качестве главного воспитательного метода выступал ужас перед наказанием. Так, еще в условно детской литературе рубежа 19-20 веков у непослушных детей отрезали пальцы, а порой неслухов и убивали.

Классические садистские стишки отличались следующими чертами. Их герой — маленький мальчик, который погибает кровавой смертью. Позднее в стихах появились взрослые персонажи (сантехники Петров и Синицын, бабка Матрена и другие), маленькая девочка и пионеры.

Страшилки писались четырехстопным дактилем с парной рифмовкой, что имело последствия для всей русской поэзии. В первой половине 20 века этот стихотворный размер был почти нейтральным. Им наряду с другими трехсложными размерами охотно пользовались поэты Серебряного века, а позже и советские поэты. А популярностью своей он был обязан Алексею Некрасову, который ввел подобные размеры в поэтический обиход – ведь они так напоминали простонародные напевы.

Помните из школьной программы «В полном разгаре страда деревенская…»? А советские песни «Крутится-вертится шар голубой» и «Красная Армия всех сильней»? С момента появления садистских стишков размер полностью ушел из серьезной поэзии и существует сегодня только в одном жанре.

Кто только не писал эти страшилки! Помимо ненависти к официозу, в них сказывалась и профессиональная деформация писавших. Так, прародитель Игорь Мальский сам выделял стишок, который якобы возник в среде студентов-медиков:

Мальчик лежит. Ампутация ног.

Доктор ланцетом владеет как бог.

Долго хвалили сестры врача,

Мясо мальчонки домой волоча.

Отметились и студенты-филологи. А в СПбГУ до сих пор существует традиция сочинительства подобных текстов с определенными нюансами – сюжеты берутся из классической литературы. Например:

С оспой бороться – не резать лягух.

Крест, из могилы растущий лопух.

Интересна и история издания подобных произведений. В 90-е годы появились первые публикации детских страшилок и научные статьи о них. Известна история, произошедшая в 1993 году в Сыктывкаре. В качестве приложения к газете «Вечерний Сыктывкар» вышел сборник страшилок.

Реакция последовала незамедлительно – шумная протестная кампания в СМИ, редактора пытались привлечь к уголовной ответственности. В итоге, когда ответственное лицо не удалось посадить, придрались к формальной стороне издания сборника и взыскали штраф. Сегодня известны не только публикации, но и серьезные научные труды, посвященные детским страшилкам.

До сих пор страшилки имеют хождение, но расцвет их популярности уже в прошлом. Из интернет-пространства они вытеснены новыми народными жанрами — перашками и порошками.

Светлана Сивкова

Фото: yandex.ru, zen.yandex.uz





Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности