Желание быть грамотным зависит от человека

8 сентября во всем мире празднуется день грамотности, утвержденный ЮНЕСКО больше полувека назад. Только 140 лет назад читать и писать умели лишь 9,4% российского населения, а уже сегодня в честь дня грамотности волонтеры и активисты создают площадки, придумывают мероприятия, стремясь поднять не только физический, но и культурный уровень жизни населения. Среди подобных общественных проектов и географический, и Тотальный диктанты, исторические выставки, викторины…  Образованием сейчас сложно кого-либо удивить, а вот осознанный выбор человека самосовершенствоваться, проходить курсы, учить новые языки, слушать научные подкасты вызывает восхищение. И несомненно все общественные проекты объединены неравнодушными к знаниям участниками. Тотальный диктант – как раз такая просветительская акция, направленная на  повышение грамотности населения, объединение всех говорящих по-русски. Ежегодно он проводился весной, чепчане могли написать его в стенах Вятского государственного университета. В этом году вследствие пандемии общественный проект перенесен на 17 октября, и кроме привычного формата написания диктанта в аудитории появилась возможность сделать это дома, имея лишь доступ к Интернету. Каждый год автором текста становится известный писатель, который и диктует его на главной площадке. В этом году им стал Андрей Геласимов.

Для большей части взрослого населения Международный день грамотности проходит незаметно – мероприятия в честь этого праздника организуются для людей науки в формате конференций или для учеников и студентов, только формирующих свою грамотность.

Отмечают ли день грамотности чепецкие школьники, мы решили узнать у Натальи Витальевны Широковой, учителя русского языка и литературы гимназии №2, заместителя директора гимназии по научно-методической работе, почётного работника общего образования РФ.

— Мы диктанты повышенной сложности пишем ежегодно в рамках дня грамотности, — рассказывает Наталья Витальевна. – Берем тексты Тотальных диктантов прошлых лет, пишут у нас ученики 9-11 классов. Только в этом году у нас не получилось провести, потому что  из-за пандемии не можем объединить всех в одном классе. И всегда есть ребята, чей результат очень хорош – всего с одной-двумя ошибками. Но не для всех этот диктант. То есть, его мы предлагаем детям, у которых достаточно хорошая грамотность, и у них есть амбициозность. Мы им даем возможность выразиться и попробовать себя.

Наталья Витальевна, как Вы считаете, насколько сейчас ученики грамотны?

— К сожалению, дети сейчас мало читают и не всегда качественную литературу, да и научно-популярные передачи смотрят нечасто. В семьях редко обсуждают что-то помимо насущных дел. Поэтому у многих школьников речь бедна, скудна, они не всегда могут выразить свои мысли.

А как Вам удается повысить у них грамотность?

— Мне, наверное, везет с детьми в этом плане. Но я стараюсь выстроить диалог между ними, сформировать их собственный взгляд на что-то и умение его отстаивать. Потом я все равно разными путями заставляю их читать. Кроме того, мы ходим в театр, два-три спектакля в год я с ними смотрю. И вот последние годы мне нравится идти с ними от ТЮЗа до Филармонии пешком и обсуждать спектакль. Его я стараюсь выбрать такой яркий, чтобы хотелось потом поговорить. Например, тут ребятам понравился «Гудбай, Берлин». Во-первых, он близок по тематике – о подростках, которые сбежали из дома, как они путешествуют, что они видят, как они познают мир. И сам спектакль был интересно построен, ребята были в восторге от спектакля, и, самое главное, они поняли и его главную идею, и посыл к ним. То есть, такой интерес заставляет где-то что–то почитать. А иногда и уроком зацепишь. Даже урок по классике в какой-то степени касается тех проблем, которыми они живут. Последнему одиннадцатому классу было интересно на литературе, потому что у нас с ними был живой диалог. Когда на уроке даже трое-четверо учеников говорят вместе со мной, остальные как в зрительном зале на спектакле. Мы обсуждаем что-то, другие видят азарт, горящие глаза одноклассников, они слушают, и это заражающе действует, им тоже хочется включиться, поучаствовать. А вот последнему классу, например, я даю почитать одни книжки, а они приносят мне другие, которые сами читают, и я читаю их.  Так обмениваемся литературой.

А если говорить не только о школьниках, что помогает повысить грамотность? Тотальный диктант помогает?

— Когда появляется интерес, да, ведь если человек собирается поучаствовать, он повторяет то, что когда-то знал, а это уже стимул для работы над собственным языком.

Получается, нужно изначально быть осознанным, чтобы к этому прийти?

— Ну, у некоторых ведь это азарт – участие в таких проектах.

А чепчане грамотные?

— Я думаю, что есть достаточно грамотные люди, но тоже среднестатистически… Это, конечно, мое личное мнение, это должен быть, во-первых, интерес к языку, желание быть грамотным, уметь красиво говорить, выражаться, а это все во многом зависит от человека.

Получается, например, в Москве все-таки выше уровень грамотности?

— Ну, я думаю, что да. Потому что когда бываю в Москве, в Петербурге, я часто вижу людей, которые читают в сквере, в парке, в метро. Читающие у нас горожане просто где-то на улице – это большая редкость.

Благодаря школьному образованию умение читать и писать для россиянина стало абсолютной нормой. А желание развиваться дальше, повышать уровень грамотности уже сугубо индивидуальный процесс, который стараются создать и поддерживать активисты общественных проектов, будь то Тотальный диктант или раздача листовок в честь Международного дня грамотности. При желании жители нашего города помимо Интернет-площадок могут посетить библиотеки, выставки в музейно-выставочном центре, написать в октябре Тотальный диктант.

Беседовала Анна Злобина

Иллюстрации: allday





Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности