«Доброго здоровья и счастливого пути!»

В Вятском автомобильно-промышленном колледже начали обучать вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья. Об этом и многом другом мы беседовали с мастером производственного обучения ВАПК Николаем Игумновым.

Николай Александрович, как давно вы обучаете молодых водителей и как пришли к этому занятию?

— Мастером производственного обучения – так правильно называется моя профессия, а не инструктор по вождению — работаю с 2007 года. Я с молодости за рулем. После армии окончил водительские курсы при КЧУС, получив категорию «С». Устроился шофером в эту же организацию, позже получил еще и категорию «Е». И большую часть профессионального пути водил грузовики с прицепом.

Приходилось быть наставником для молодых кадров, делиться опытом. 13 лет назад я получил удостоверение о повышении квалификации, которое дает право на обучение вождению категорий «А», «В», «С», «D», «Е», и пришел на работу в ВАПК.

С каким контингентом приходится работать чаще всего?

— Обучаться вождению приходят люди самого разного возраста. Но все-таки среди моих учеников больше молодежи от 17 до 30 лет. Есть и те, кто решил стать водителем к 50 годам.

Во времена моей молодости женщины за рулем встречались нечасто, а теперь научиться водить машину примерно в равной мере хотят и мужчины, и женщины.

Вы обучаете вождению и людей с ограниченными возможностями здоровья. Как этот опыт пришел в вашу профессиональную деятельность?

— ВАПК занимается обучением детей с ОВЗ разным профессиям. А в прошлом году стало известно, что колледж получит учебный легковой автомобиль с ручным управлением для обучения вождению лиц с ОВЗ. Тогда меня направили на учебу, и в 2019 году я получил удостоверение о повышении квалификации, дающее право обучать таких людей.

Помните ли вы своего первого «особенного» ученика?

— Таких учеников у меня пока всего два. На занятия приезжает девушка очень маленького роста (лилипутка) из Кирова. Ей учиться, конечно, сложно, потому что ноги не достают до педалей, и все управление сосредоточено в руках.

Летом обучался 30-летний мужчина из Нововятска, у него с рождения одна нога короче другой, поэтому для отработки навыков вождения был необходим автомобиль с ручным управлением.

Левая нога у мужчины здоровая, так что проблем с тем, чтобы выжать сцепление, не было. А вместо правой, которая «отвечает» за педали газа и тормоза, применялось ручное управление. Сейчас этот мой ученик уже получил водительское удостоверение.

Обучение лиц с ОВЗ предполагает особый подход?

— Поскольку для меня это такие же ученики, как и другие, то и подходов особенных нет. Сложностей в общении у нас не возникает. Основная трудность, пожалуй, была в том, чтобы мне самому, водителю с более чем 30-летним стажем, привыкшему жать на педали ногами, приспособиться к устройству ручного управления.

Учебный легковой автомобиль для обучения вождению лиц с ОВЗ появился в колледже недавно. Что это за машина?

— Он создан на базе отечественной «Лады Гранта» с пятиступенчатой механической коробкой передач. На нем можно обучать вождению в том числе лиц с ОВЗ: устройство для ручного управления крепится и снимается без особого труда.

Это в своем роде уникальный автомобиль, потому что единственный в Кировской области. Первым сдал на нем экзамен на права молодой человек с полным параличом ног, специально приехавший в Кирово-Чепецк из Богородска. Если у кандидата в водители имеются ограничения по здоровью, то сдать вождение в регионе больше негде. Молодой человек прекрасно справился, с первого раза сдал вождение.

Как наладить контакт между инструктором и кандидатом в водители?

— Я стараюсь общаться на равных со всеми и никого не выделять. К тому же я очень спокойный по характеру человек, поэтому проблем в общении с учениками не возникает.

Нужно понимать особенности учеников. К примеру, молодежь быстрее схватывает новое, и приходится ее даже держать в узде за рулем. А люди в возрасте более дотошно и терпеливо подходят к процессу. Девчонки более ответственные, нежели ребята.

Какие рекомендации вы даете подопечным на первом вождении и перед сдачей экзамена?

— После того как ученик научился правильно сидеть за рулем, он должен научиться правильно видеть дорогу. Я советую смотреть на нее, как фильм в 3D: стараться оценивать дорожные события в масштабе, а не уставившись взглядом в одну точку.

Перед сдачей экзамена напоминаю о том, что нужно быть особенно внимательными перед пешеходными переходами, снижать скорость и пропускать пешеходов, а при повороте не забывать включать «поворотники». Это наиболее частые ошибки, которые допускают ученики на экзамене.

Реакция участников дорожного движения на авто с опознавательными знаками «Инвалид», «Начинающий водитель» бывает разной. Что бы вы сказали тем, кто реагирует негативно?

— Нужно быть терпимее друг к другу. Вы тоже когда-то за этой «школьной партой» сидели, и другие водители вас, возможно, терпели…

Вы сами какой стиль вождения предпочитаете?

— Езжу спокойно, ровно, без дерганий, резких торможений. Конечно, могу набрать скорость, где надо и позволяют правила. Но я отгонял свое в молодости.

Есть ли, на ваш взгляд, недостатки в организации дорожного движения в Кирово-Чепецке?

— Конечно, нанесенная двойная сплошная линия разметки, о которой многие водители говорят, заметно осложняет жизнь автомобилистам. Отмечу еще, что ряд остановок общественного транспорта в Кирово-Чепецке либо вообще не обозначен, либо знаки установлены с нарушениями, что также создает сложности для водителей.

В День автомобилиста что бы вы пожелали коллегам и своим ученикам?

— Я считаю, что это праздник не для автолюбителей, а лишь для работников автотранспорта, для кого шофер – это профессия. Обычно в этот день мы проводим конкурсы профмастерства на автодроме, награждаем лучших. Желаю коллегам и ученикам в этот день доброго здоровья и счастливого пути!

Досье

ФИО: Игумнов Николай Александрович

Дата рождения: 26 ноября 1961 года

Образование: среднее профессиональное

Семейное положение: женат, двое детей, есть внук

Хобби: строительство, обустройство дома

Девиз: «Никогда не унывать!»

Беседовала Людмила Резвова





Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности