Пробудить интерес к профессии

Несколько сотрудников филиала «КЧХК» компании «УРАЛХИМ» победили в конкурсе «Лучший наставник на предприятии Кировской области». Один из них — Александр Зубов.

Александр, как складывалась ваша жизнь до работы в филиале «КЧХК» и как вы пришли на завод?

—   Я родился и вырос в Кирово-Чепецке, окончил школу №10, через пару лет поступил в сельхозакадемию. Работал и параллельно учился заочно. Мне довелось поработать и в военкомате, и на деревообрабатывающем предприятии. 10 лет трудился на заводе «ГалоПолимер», а в 2013-м устроился на завод минеральных удобрений.

Вы победили в областном конкурсе «Лучший наставник на производстве». Расскажите, как работает система наставничества на заводе.

— На нашем предприятии существует такая система наставничества: создана «Академия наставничества», где проходят обучение будущие наставники; работает совет наставников, в который входят представители всех цехов.

Для каждого ученика разрабатывается индивидуальный план подготовки, по которому он под руководством наставника изучает производство, готовится к самостоятельной работе. Каким будет план подготовки, зависит от выбранной профессии, уровня первоначальных знаний ученика – некоторые переходят, к примеру, из других цехов химического производства, а есть те, кого нужно обучать практически с нуля. Конечно, планы и сроки подготовки у таких учеников будут разные.

К примеру, для работы молодого сотрудника в нашем цехе такой план рассчитывается на три месяца. Трижды – в конце каждого месяца – сдаются промежуточные экзамены по определенным этапам подготовки, а в конце срока обучения – итоговый.

Для чего нужны наставники, ведь на работу человек приходит, как правило, после профессионального обучения?

 — Наставничество обычно не начинается с нуля в отличие от профессионального обучения, а опирается на определенную базу. Оно всегда проводится на рабочем месте, в процессе выполнения трудовых функций. Надо понимать, что и цена ошибки в наставничестве принципиально другая: здесь могут пострадать трудовые показатели цеха, а не просто снижается оценка в зачетке.

На мой взгляд, основная цель наставника – «зажечь» своего ученика, пробудить в молодом работнике интерес к профессии. Отрадно, когда твой ученик по прошествии некоторого времени сам приходит с вопросами, а не ждет, что наставник придет с очередной порцией знаний.

Какими качествами должен обладать наставник?

— Конечно, он должен быть профессионалом в своем деле и обладать терпением, что очень важно.

Сколько молодых кадров вы уже обучили?

Когда меня приняли мастером на завод, на нашем участке происходила модернизация производства, активно обновлялись кадры. И приходилось вместе с ними изучать новые технологические схемы, новое производство, иначе чему бы я их смог научить? В итоге сейчас наберется уже около 20 моих учеников.

Наставничество не мешает основной работе, личной жизни?

— Личной жизни это никак не мешает: все вопросы с учениками мы решаем в рабочее время. Не мешает и основной работе — наоборот, помогает. Если правильно организован процесс и есть обратная связь, то и наставник, можно сказать, учится со своим учеником. К примеру, моя нынешняя должность в большей мере предполагает организационную работу, я сам уже занимаюсь подбором наставников для учеников и составлением планов индивидуальной подготовки.

Но именно наставничество позволяет держать руку на пульсе, быть в курсе всего и погружаться в технические нюансы производства. Передавая опыт, я в то же время приобретаю новые знания и не «выпадаю» из производственного процесса.

А когда вы пришли в филиал «КЧХК», у вас был наставник?

После собеседования у начальника цеха мне предложили место аппаратчика, но в итоге приняли на должность мастера смены – компетенций хватило: с предыдущего места работы я уходил как мастер смены.

В нашем цехе мастер отвечает за три участка, поэтому и наставников у меня было целых четыре. Меня закрепили за мастером смены, который в большей степени отвечает за организацию процесса производства, плюс каждый начальник участка внес свой вклад в мое обучение.

Но больше всего знаний мне дал Александр Стародубцев. Я осваивал с ним сложный процесс обессоливания воды ионообменным способом, ультрафильтрацию, осмос, изучал новое оборудование. Мы до сих пор общаемся, обмениваемся опытом.

Тяжело ли оторваться от наставника и отправиться в самостоятельное плавание?

— Нелегко. Ученик привыкает, что находится за спиной опытного работника. Поэтому за одну-две недели до окончания срока программы подготовки рекомендуется дать подопечному больше свободы. Пусть даже он допустит ошибки – зато будет время их обсудить и исправить еще на этапе обучения.

Насколько охотно молодые кадры впитывают опыт?

— Скажу откровенно, проще работать с теми, кому около тридцати или уже за тридцать. Они более ответственны, дисциплинированны, пунктуальны. Есть такие и среди молодежи, но все-таки с ней гораздо тяжелее. К сожалению, отношение к учителю в нынешней школе значительно отличается от того времени, когда он обладал огромным авторитетом и для учеников, и для родителей. Сейчас школьники часто заявляют о своих правах и редко готовы обсудить обязанности. Это не может не накладывать отпечаток, как и изменение системы образования в целом: переход к ЕГЭ нередко приводит к тестовому мышлению.

С какими наставлениями вы обычно отпускаете своих подопечных в самостоятельную производственную жизнь?

Стараюсь их убедить в том, что они готовы самостоятельно работать и принимать решения. Но в то же время призываю не стесняться просить совета у более опытных коллег и всегда стремиться к саморазвитию.

Досье

ФИО: Зубов Александр Викторович

Возраст: 38 лет

Образование: высшее (Вятская сельскохозяйственная академия, Ивановский химико-технологический университет)

Должность: начальник участка цеха 71

Семья: женат, трое детей

Увлечение: рыбалка, туризм

Любимая музыка: русский рок

Беседовала Людмила Резвова






Пробудить интерес к профессии

  1. Гость:

    Побудить интерес к профессии могут только большие деньги.

  2. С горы:

    Сколько не поднимай престиж этого предприятия все равно оно шарага

  3. кот:

    Слышь С горы ты сам-то там работал чтобы так писать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности