Обними меня, мама

Не бери ребенка на руки — приучишь. Многие мамы хотя бы раз слышали подобное от старших. Слышали — и сопротивлялись всеми фибрами души. Потому что малыша хочется обнимать и тискать, брать на руки и играть с ним в разные игры. Так что же делать: обнимать, тискать и играть? Или воспитывать детей «на расстоянии вытянутой руки»?

В этом помогла разобраться игровой педагог Ирина Мальцева.

— Почему так важно контактировать с малышом телесно? Это нужно для физического развития маленького человека. Когда водитель садится за руль новой машины, ему важно понять, с какой силой нажимать на педаль газа, ее нужно прочувствовать. Так и малышу важно распознать свое тело, научиться балансировать в мире. Лучше всего это получается, когда рядом есть родитель, и он телесно может дать сыну или дочке разные ощущения: покачать, подкинуть, покрутить, прижать к себе.

Кроме того, телесный контакт формирует ощущение безопасности и безусловного принятия ребенка родителем: «Ко мне прикасаются, обнимают — меня любят».

Наконец телесный контакт важен для формирования личных границ ребенка. В 3-4 года дети любят прятаться под одеяло, заворачиваться в него — так определяют границы. Здесь родителю важно дать понять, что у него тоже есть свои границы. Можно поиграть в игру «печка»: перед садиком или школой погреть малыша в объятиях мамы или папы. Важно, чтобы ребенок сам решал, когда он «нагрелся» родительским теплом и уже можно «вылезать» из печки. Если малыш не научится ощущать свои границы, он не сможет чувствовать границы других людей.

Современные дети мало бегают по двору, не месят грязь, не играют в камешки, не лазят по деревьям. А современные квартиры сегодня — идеальной чистоты… У ребенка много разных сенсорных игрушек, которые перегружают нервную систему, а реальной совместной активности — мало.

Что делать? Играть в телесные игры! Например, в «бревнышко». Родитель ложится на пол и расслабляется. Он бревнышко. Ребенок катит бревнышко. Сюжет можно придумать на ходу. После того как покатали родителя, покатать можно ребенка. Малыша игра научит телесно расслабляться, понять реальный вес взрослого, натренирует вестибулярную систему. А родитель научится перераспределять тонус и хотя бы на время отпустит контроль за ребенком и даст ему возможность получить важный опыт.

Еще одна игра — «сороконожки». Родитель усаживает ребенка себе на колени, перебирая пальцами, изображает движение сороконожек. Затем мамины руки-сороконожки постепенно плотно обнимают малыша, а после объятий родитель разводит руки в стороны. Мама поет: «Две сороконожки бежали по дорожке, друг друга увидали — тааааак сильно обнимали, что мы еле их разняли!». Малышу игра даст ощущение уверенности в себе через возможность предугадать действия взрослого. Игру важно закончить на позитиве: важно , чтобы ребенок ощущал себя успешным. А взрослый с помощью «сороконожек» легко снимет возникшее в семье напряжение.

Если в младенчестве телесный контакт — это базовая потребность ребенка, то в школьном возрасте он уже не так актуален. И если в семье нет традиции обнимать друг друга, хлопать по плечу или целовать перед сном, то подходить к подростку с объятиями вряд ли стоит. Зато если телесный контакт налажен с детства, мама без труда сможет успокоить расстроенную тринадцатилетнюю дочку, приобняв или погладив по голове. Телесный контакт — это очень простой инструмент общения и защиты от стресса. Прикосновения вызывают выброс гормона счастья — окситоцина, а он дает спокойствие и гасит действие гормона стресса — кортизола.

Телесно ребенок слышит больше, чем ушами. Как завладеть его вниманием? Сначала нужно посмотреть в глаза, дотронуться до него, прижать к себе — включить природную связь, и только после этого можно о чем-то спрашивать.





Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности