По-другому жить не получается

О том, чем отличается сельская школа от городской, рассказала директор школы села Полом Светлана Стефаненкова.

Светлана Анатольевна, как долго вы шли к должности директора школы?

— Не шла. Так получилось. В 1989 году вернулась учителем физкультуры в родную школу в селе Поломе Кирово-Чепецкого района. Директором школы стала в 2008 году, с тех пор и занимаю эту должность.

Не скучаете по урокам?

— Скучаю, конечно! У меня есть несколько учебных часов в неделю. Но практически все время занимают административные дела и заботы, бесконечные отчеты «Срочно!», «Важно!», «Еще вчера!».

С сентября по июль – образовательный процесс, потом отчетность, ремонты и подготовка школы к новому учебному году. Когда же вы отдыхаете?

— Отчетность круглый год! Отгулять весь отпуск сроком 56 дней директору сельской школы попросту невозможно, слишком много у него забот и обязанностей, чтобы позволить себе такую роскошь (улыбается).

Что должен знать и уметь современный директор школы?

— Много чего. От образовательного процесса, психологии и законодательства до знаний строительных, пожарных, санитарно-эпидемиологических и других нормативов. Нужно уметь считать деньги, держать руку на пульсе и постоянно учиться и совершенствоваться. Это непросто.

К примеру, в 2017 году проходил в нашей школе капитальный ремонт спортивного зала, а подрядчик попался не самый ответственный. Пришлось погружаться в строительные дебри. Мне повезло, что рядом оказались люди неравнодушные, настоящие специалисты. Совместными усилиями мы справились со стройкой.

Конечно, мне как руководителю хотелось бы больше времени уделять совершенствованию образовательного процесса и работе с детьми. Я благодарна судьбе за то, что жизнь в начале моего руководительского пути свела меня с людьми науки, которые помогли школе не просто выживать, а находиться в постоянном развитии. Мне нравится узнавать что-то новое, видеть, как живут сельские школы в других регионах.

А чем отличается школа в Поломе от сельских школ в других регионах?

— Да ничем, собственно. Везде работают люди неравнодушные, любящие свое дело. Нашим опытом работы заинтересовались коллеги из Карелии, а мы взяли на вооружение их опыт и опыт работы школ Ярославской области.

Там не настолько остро, как у нас, стоит проблема с кадрами. А мы сегодня ощущаем реальный кадровый голод. Уже несколько лет летом и осенью езжу в ВятГУ, ищу педагогов. Острее всего вопрос стоит с преподавателями иностранных языков. И выпускается их мало, и в школу они работать совсем не спешат.

Как для вас прошло дистанционное обучение? Были трудности?

— Куда же без них (улыбается). Причем, наши педагоги оснащены техникой, а вот у учеников возникли сложности. Некоторым семьям пришлось в срочном порядке покупать компьютеры, планшеты, чтобы ребенок мог заниматься. Сложнее всего пришлось многодетным семьям, тем не менее все старались найти возможность решить проблему.

За время дистанционного обучения наши ученики сильно расслабились, и осенью мы долго не могли «привести их в чувство». Безусловно, дистанционное образование никогда не сможет стать полноценной альтернативой обычной форме обучения. Только в качестве дополнительного источника знаний.

А плюсы у сельских школ есть? Наверняка и вы чем-то можете похвастаться!

— Конечно! Во-первых, у нас не сильно большая наполняемость классов, что позволяет педагогам гораздо больше времени посвящать каждому ученику. Знаю случаи, когда из города везут детей в школу к сильному сельскому учителю. Качество знаний в сельской школе может быть ничуть не хуже, чем в городской. Наши дети достойно продолжали обучение в 10-11 классах городских школ и гимназий, оканчивали их с медалями и успешно поступали в вузы.

А еще сельская школа сильна традициями, которым не по одному десятку лет. К примеру, мы активно занимаемся поисково-исследовательской деятельностью, путешествуем, реализуем социальные проекты, у нас есть богатый краеведческий музей.

К 75-летию Победы мы два года собирали материал о погибших в годы Великой Отечественной войны земляках, чьи имена увековечены на мемориальных плитах. Нам удалось собрать сведения о 183 погибших воинах: 97 из них погибли в бою, 18 человек умерли от ран, 68 пропали без вести. Среди погибших Герой Советского Союза Петр Андреевич Родыгин.

Наши ученики — в числе победителей конкурсов исследовательских работ различных уровней. В прошлом году одному из наших исследователей посчастливилось стать участником профориентационной смены «Город мастеров» в Анапе. Развивать ребенка можно и на селе, главное — желание самого ребенка и всесторонняя поддержка родителей.

Знания вы дадите, но ребенку нужно развиваться и в других направлениях. Как с этим на селе?

— У нас тоже есть различные кружки и секции системы дополнительного образования. Много лет сотрудничаем с районным Домом детского творчества, Центром детского и юношеского туризма и экскурсий в Кирове. Там у нас два объединения «Первые шаги в науку». А некоторые родители возят своих детей в учреждения дополнительного образования Кирово-Чепецка, на занятия в детский технопарк «Кванториум».

 Светлана Анатольевна, у вас есть мечта?

— Просто жить, никуда не спеша. Это, наверное, звучит банально, но я всю жизнь куда-то бегу, что-то решаю. Вот и дочки просят меня остановиться и выдохнуть, посвятить время себе. А у меня так жить, к сожалению, не очень получается.

Досье

ФИО: Светлана Анатольевна Стефаненкова

Дата рождения: 21 июля 1969 года

Образование: высшее педагогическое

Семейное положение: замужем, две дочери, внуки

Увлечение: спорт

Отдых: там, где море и горы

Любимая книга: «Поллианна» Элинор Портер

Любимый фильм: «Движение вверх»

Беседовала Наталья Зиятдинова





Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности