Зачем нам покорять Луну?

В преддверии Дня космонавтики наш земляк Олег Блинов, работающий в Центре подготовки космонавтов, рассказал о новых разработках и перспективах полета на Луну.

Олег Владимирович, во время нашей беседы в 2013 году вы проходили общекосмическую подготовку в отряде космонавтов. Что изменилось с того времени?

— В 2014 году, по окончании общекосмической подготовки, мне присвоили квалификацию «космонавт-испытатель», после чего я проходил подготовку в составе группы специализации. В 2016 году принял решение перейти на должность начальника тренажера по подготовке к выходу в открытый космос. Два года назад мне предложили возглавить отделение по разработке комплексных тренажеров перспективных транспортных кораблей типа «Орел».

Что это за тренажеры, над которыми работает целое отделение?

— Это тренажеры для подготовки космонавтов по перспективной космической программе, предусматривающей полеты на Луну. На них планируется отрабатывать навыки возможных сценариев пилотируемого полета на космическом корабле нового поколения. Этой разработкой занимается Центр подготовки космонавтов с привлечением профильных соисполнителей.

Как мы выглядим на фоне других космических держав?

— Космические державы, участвующие в международном проекте, имеют возможность взаимовыгодно сотрудничать на МКС. Партнерскими отношениями связаны космические агентства Роскосмос, NASA (США), ESA (Европа), JAXA (Япония) и CSA (Канада). На станции 16 модулей, пять из них принадлежат России. У нас сегодня самая надежная и эффективная схема доставки экипажа на МКС, причем время от старта до стыковки корабля «Союз» с МКС составляет рекордные три часа. Надежность и безопасность – базовые принципы космической отрасли.

А как же ситуация с утечкой воздуха на МКС? Получается, безопасность космонавтов под угрозой?

— Ни это маленькое отверстие, ни какие другие факторы не угрожают в современных условиях жизни космонавтов. Если бы существовала хоть малейшая угроза жизни космонавтов, их бы сразу эвакуировали на Землю.

Нештатные ситуации на такой сложной космической станции, безусловно, возможны, но специальные методики их парирования не допускают существенного влияния на программу полета. Станция в ее нынешнем техническом состоянии способна работать еще не менее трех лет, а затем, после оценки ее состояния, при положительном заключении может находиться на орбите еще четыре года.

Насколько изменились космические корабли за последние годы?

— Каждый корабль, который летит в космос, модернизируется и отличается от предыдущего. Причем, не только внешне, но и обновлением бортового оборудования. Это обеспечивает максимально точную и безопасную траекторию полета корабля к станции. Такой подход придает уверенности, что для полетов в дальний космос появятся надежные пилотируемые транспортные корабли нового поколения.

То есть Россия все же готовится к прогулке по Луне?

— Разработана долговременная космическая программа, которая предусматривает разработку и создание нового пилотируемого транспортного корабля «Орел» с ракетоносителем тяжелого класса «Ангара». Летные испытания планируются в 2023-2025 годах. Далее будут разработаны сверхтяжелый ракетоноситель и лунный взлетно-посадочный комплекс.

Прошло полвека со времени полета американского корабля «Аполлон» на Луну, но разговоры о том, были ли астронавты там на самом деле, не утихают до сих пор. Каково ваше мнение?

— Я уверен, что американские астронавты на Луне действительно были. По крайней мере, однозначных фактов о том, что это сфальсифицировано, нет. Во время поездки в США мне довелось увидеть ту самую ракету «Сатурн 5», на которой астронавты отправились к Луне. Она находится в музее NASA. При их техническом оснащении в то время они реально могли слетать на Луну.

Россия в 60-х годах прошлого века тоже была готова отправиться на Луну, но американцы в этой гонке были первыми. А сейчас все обосновывается экономической выгодой для государства.

Чем для страны экономически выгоден полет на Луну?

— Во-первых, мы получим возможность изучить строение ближайшего к Земле небесного тела, что позволит подтвердить или опровергнуть гипотезу о возникновении нашей планеты. В дальнейшем мы сможем расположить на лунной поверхности обсерватории, чтобы наблюдать за дальним космосом. На Земле обсерватории тоже есть, но атмосфера не позволяет вести наблюдение на более высоком уровне.

Во-вторых, мы можем получить редкие полезные ископаемые, которых нет на Земле. Эти ископаемые в будущем могут использоваться в производстве элементной базы для вычислительной техники. Кроме того, там есть большие запасы гелия-3, который в качестве топлива позволит летать на более дальние расстояния.

В-третьих, из-за отсутствия атмосферы (вакуум) есть возможность отработки технологий по производству чистейших веществ.

В нашу предыдущую встречу вы рассказывали, как вас манило небо. Сейчас летаете?

— Конечно, летаю. Во время подготовки в отряде космонавтов у меня была летная подготовка на учебно-тренировочном истребителе L-39, прыжки с парашютом. Сейчас при каждой возможности поднимаюсь в небо, крайние воздушные путешествия были на самолетах Cessna, Euro Star, вертолетах Robinson, а для разнообразия не упустил шанс полетать на планере и параплане. Небо и по сей день остается моей мечтой.

Досье

ФИО: Олег Владимирович Блинов

Дата рождения: 17 августа 1978 года

Образование: высшее, магистр авиастроения

Должность: начальник отделения по разработке и созданию комплексных тренажеров перспективных транспортных кораблей

Увлечение: моделирование

Отдых: поездки в горы и на малую родину

Любимая книга: «Психология и космос» Юрия Гагарина и Владимира Лебедева

Любимый фильм: «В бой идут одни старики» Леонида Быкова

Беседовала Наталья Зиятдинова





Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности