Михаил Клепцов: Железная дорога – это состояние души


Первого августа отмечается День железнодорожника. Об особенностях работы на железной дороге мы поговорили с представителем династии железнодорожников Михаилом Клепцовым

Михаил Владимирович, почему вы решили связать жизнь с железной дорогой?

— Я из семьи железнодорожников. Бабушка работала в железнодорожном цехе. Отец работал сначала слесарем, потом бригадиром, мастером… И дорос до заместителя начальника цеха. Мама окончила Московский институт инженеров транспорта, пришла работать мастером-путейцем. Проработав много лет, она стала инженером по подготовке производства. Когда у родителей была рабочая смена, а меня маленького не с кем было оставить, они брали меня с собой на работу.

Как давно вы в профессии?

— В 2009 году устроился в «Уралхим-Транс». Сначала работал на участке по подготовке вагонов слесарем по ремонту; повысив разряд, стал осмотрщиком-ремонтником вагонов, работал на станции Чепецкая. Затем два года работал помощником машиниста. После курсов повышения квалификации повысили до машиниста. Проработав пять лет и получив техническое образование, стал машинистом-инструктором.

Что входит в ваши обязанности?

— Во-первых, техническое обучение и подготовка машинистов тепловоза к дальнейшей работе, проведение с ними контрольных поездок с целью выявления неправильных действий: ошибки в ведении состава и управлении тормозной системой. Во-вторых, обработка данных по расходу дизельного топлива, по работе локомотивов за смену.

Как проходит ваш рабочий день?

— Рабочий день начинается с планирования. До начала смены, которая стартует в 8 часов утра, локомотивная бригада проходит медосмотр. Далее – инструктаж, освежаем в памяти инструкции. После этого приступаем к работе. У меня есть определенный график проведения контрольно-инструкторских поездок с машинистом. Завершается день в 20 часов инструктажем для ночной смены.

Как строят карьеру машинисты?

— Сначала минимум два года работают помощниками машиниста, после чего направляются на курсы повышения квалификации в дортехшколу – школу подготовки машинистов. Обычно в Нижний Новгород или Муром. Курсы длятся полгода с отрывом от производства. По окончании курсов они получают свидетельство о том, что могут управлять локомотивом, успешно пройдя все испытания. После чего возвращаются к нам, а дальше мы, инструктора, курируем их работу и продолжаем обучать.

Зачем обучать состоявшихся машинистов, ведь у них уже есть необходимые знания?

— Необходимо их ознакомить с локальными инструкциями, профилем пути на станциях – уклонами, горками и т.д., расположением всех светофоров, чтобы не допускали нарушений. Новички после прохождения дортехшколы закрепляются за опытным машинистом, который под моим контролем осуществляет практическую подготовку на нашем участке пути. По ее окончании кандидат в машинисты сдает теоретический экзамен, после чего мы с ним совершаем контрольную поездку в течение всей смены. И если ее результаты удовлетворили, то я даю письменное заключение, что он может работать машинистом на данном участке.

Все ли машинисты успешно сдают контрольный выезд?

— Контрольный выезд – это не экзамен, а разбор ошибок. Во время поездки я наблюдаю за машинистом: как он себя ведет, как управляет системами локомотива. Возможно, он где-то необоснованно сбрасывает скорость, например, перед подъемом, а где-то неправильно использует тормоза. Я наблюдаю за техническими ошибками в условиях повседневной работы и делаю замечания. Проверку знаний машиниста проводят регулярно. Приезжает ревизор из Кировского отделения дороги и экзаменует всех машинистов. Потому что от правильных действий машиниста зависит безопасность движения.

Большой ли у вас коллектив?

— 37 машинистов и два машиниста-инструктора. За мной закреплено 19 человек.

За машинистами вашей организации закреплен какой-то определенный участок?

— Да, у нас есть участок обслуживания – в него входят станция Чепецкая, ЗМУ и завод «ГалоПолимер». Задача машиниста – знать особенности движения по этим участкам.

Весь ли участок пути машинисты знают досконально?

— Машинисты, которые устроились недавно, не могут всего знать. А опытные знают даже, в какой тупик сколько вагонов входит.

На каких локомотивах вы работаете?

— На маневровых локомотивах – это тепловоз. Маневровый тепловоз ходит взад-вперед, а, например, пассажирский локомотив едет более долгий и интересный путь. Машинист из Кирова едет до Нижнего Новгорода, где локомотив и бригада меняются.

Какими навыками нужно обладать для работы машинистом-инструктором?

— Необходимы теоретические знания и практические навыки, чтобы можно было передать свой опыт машинисту. Машинист в любое время дня и ночи может мне позвонить и задать вопрос, как поступить в той или иной ситуации.

Сбивали ли вы животных на путях?

— У нас невысокая скорость движения по сравнению с поездными составами. Зайцы по путям часто бегают. В моей практике были случаи, когда от прожектора ночью шел пучок света. Заяц бежал в этом пучке и не мог никуда свернуть – ни вправо, ни влево, потому что там темно. Но даже с максимально допустимой скоростью – 25 километров в час – зайца догнать невозможно, он быстрее.

Каковы перспективы карьерного роста на железной дороге?

— У машиниста есть перспектива стать машинистом-инструктором. У инструктора – дорасти до начальника участка. Для этого требуются опыт работы и навыки. В высшем образовании необходимости нет – достаточно среднего технического.

Есть ли у вас примеры для подражания?

— Да, это начальник участка Алексей Багин. Он хороший специалист, образец для подражания. Смотря на него, я вижу, что нужно стремиться к его уровню технических знаний и способностей.

Михаил Владимирович, что вас привлекает в профессии?

— Железная дорога – это состояние души. Это романтика – движение, встреча рассветов и закатов. Не просто однообразная работа, а постоянная смена локации и вида деятельности. Попав в нужную струю, человек с ней никогда не расстанется. Я хожу на работу с удовольствием.

А есть недостатки в вашей работе?

— Это все-таки тяжелый труд. Находиться в кабине тепловоза психологически тяжело. Это постоянная ответственность, контроль. Нужно быть очень внимательным, видеть и слышать все вокруг.

Досье:

ФИО: Клепцов Михаил Владимирович

Дата рождения: 6 апреля 1990 года

Образование: среднее специальное

Семья: женат, есть дочь

Предпочтения в фильмах: документальные

Хобби: воспитание ребенка

Юлия Коробейникова





Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности