Дистанционное образование – новая реальность?

В марте 2020 года в связи с распространением COVID-19 российские вузы перешли на дистанционное образование. Одни университеты быстро вернулись к очному формату, а другие до сих пор проводят пары онлайн.

Тогда ВЦИОМ провел опрос школьников и студентов, насколько они удовлетворены качеством дистанционного обучения. Более половины опрошенных студентов – 53% — оценили преподавание на высоком уровне. Почти треть сочли уровень преподавания средним, и лишь 12% студентов ответили, что преподавание было на низком уровне. Кроме того, 72% респондентов отметили, что удовлетворены качеством организации дистанционного обучения.

С тех пор прошло полтора года, и для некоторых студентов дистанционный формат стал новой реальностью, сохранившись на постоянной основе. Изменилось ли их мнение спустя время, и как относятся к парам онлайн сейчас?

У студентов ВятГУ дистанционное обучение было организовано до конца 2019-2020 учебного года, а затем продолжилось в очном формате.

«Качество образования на дистанте было хуже, чем в очном формате. Нас просили изучать информацию самостоятельно, из-за чего мы тратили больше времени на подготовку к парам, на которых лишь проверяли домашнее задание», — рассказала Екатерина Ходырева.

Для Екатерины дистанционный формат обучения оказался непростым – сидеть за экраном монитора целыми днями напролет было тяжело.

А студентам медицинских университетов из-за особенностей программы дистанционный формат дается намного труднее. Так, в Кировском ГМУ дистанционное обучение продлилось так же недолго, как и в ВятГУ.

«На дистанте сложно разобрать большое количество материала самостоятельно, некоторые вопросы нужно обсуждать более детально с преподавателем. Да и очно домашней работы все же меньше, а по некоторым предметам ее нет вообще. Лучше прийти на физкультуру, чем писать таблицы», — считает Василиса Мокрецова.

Студенты кировских вузов и сейчас продолжают обучение очно. Но в некоторых университетах страны ситуация иная. Малика Самадова окончила НИУ ВШЭ-Нижний Новгород этим летом. Почти весь период обучения после начала пандемии прошел дистанционно – на очную учебу возвращалась только на пару месяцев.

«Поначалу обучение онлайн мне очень не нравилось. Если одни преподаватели быстро разобрались с Zoom и другими платформами для онлайн-конференций, то для некоторых, особенно для тех, кто уже в возрасте, освоение технологий оказалось в разы сложнее. При этом не все дисциплины велись должным образом, особенно в начале. Но постепенно мы вошли в ритм, и все наладилось», — рассказала Малика.

И хотя учебный материал в дальнейшем подавался хорошо, студентка отмечает, что все это время она скучала по живому общению, встречам с одногруппниками и преподавателями. Кроме того, ей было непросто собрать волю в кулак и организовать себя для плодотворной учебы. К такому варианту обучения привыкла только спустя полгода, а потом и вовсе его полюбила за удобство.

Еще одна студентка этого же университета, Маргарита Шарова, поступила позднее и проучилась очно чуть больше полугода.

«Наши преподаватели быстро перестроились на дистанционный формат. Думаю, качество образования хуже не стало. Требовательные преподаватели не стали меньше требовать, скорее, даже больше, чтобы лучше контролировать процесс», — отметила Маргарита.

Каждый видит для себя плюсы и минусы дистанционного образования, часто они зависят от конкретной специальности. Если где-то организация учебного процесса онлайн не представляет особых сложностей, то для других становится практически непосильной задачей.

«В целом высшее дистанционное образование не уступает офлайн-образованию. Но есть множество нюансов и специфики. Так, есть сферы, изучать которые без физического присутствия в принципе невозможно. Есть индивидуальные особенности студентов, связанные с восприятием информации и самоорганизацией. Наконец, онлайн и офлайн-формат требуют разных методик, приемов, а в некоторых случаях и настройки содержания», — считает преподаватель НИУ ВШЭ-Пермь Динара Гагарина.

Юлия Коробейникова

Фото: freepik.com






Дистанционное образование – новая реальность?

  1. Гость:

    В № 2-2020 журнала «Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья» опубликовано исследование «Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
    Цитата:
    С целью изучения особенностей жизнедеятельности и самочувствия школьников в условиях дистанционного обучения (ДО) и разработки рекомендаций для детей, родителей и педагогов по ДО и режиму дня обучающихся в период 27 апреля — 26 мая 2020 г. был проведен анонимный опрос с использованием онлайн-конструктора Google Forms 29 779 обучающихся 5—11-х классов из 79 регионов России. Анализ ответов опрошенных показал, что в дистанционное онлайн-обучение было вовлечено 50,2 % респондентов. Установлено, что современная школа не располагает безопасными для здоровья технологиями онлайн-обучения, включая электронные устройства для доставки учебной информации с учетом возраста и состояния здоровья школьников. В период самоизоляции обучающиеся подвергаются таким неблагоприятным факторам, как значительно возросшие продолжительность «школьных учебных занятий» и выполнения домашних заданий (29,8 и 59,7 % соответственно); у 46,7 % увеличилось время работы с гаджетами; время работы с электронными устройствами, оборудованными экранами, в течение 4 ч и более отметили 77,2 % респондентов; снижение продолжительности прогулок — 68,3 % и физической активности — 55,2 % детей. Основным средством ежедневного использования детьми был смартфон; 73,1 % указали, что смартфон использовался для ДО. У 30,7 % опрошенных отмечены признаки компьютерного зрительного синдрома и у 4,2 % — карпально-туннельного синдрома, характерных для лиц, использующих персональные компьютеры. Стрессовая ситуация в условиях самоизоляции и ДО сказалась на психосоматическом состоянии школьников: у 83,8 % отмечены неблагополучные психические реакции пограничного уровня, лишь 13,4 % школьников адаптировались к условиям самоизоляции и ДО.

  2. Гость:

    Цифровикам не интересно здоровье детей, им главное деньги

  3. Гость:

    13,4 % школьников адаптировались к условиям самоизоляции и ДО .А остальным то чего помешало? Но эта информация почти двух годовалая. После этого уже не раз на дистанционке бывали. Попривыкли. Кто хочет знания получать, того никакие нововведения и удаленка не остановит. Да и нет на сегодня альтернативы. Болеть самому и заражать других или учиться, пусть и с некоторыми неудобствами.

    • Гость:

      Всё верно. Можно адаптироваться. За год уже точно привыкли. Зачем эти выкладки старые уже. Им год. Да за год сколько случилось? Сейчас через одного вирусом болеют или болели. Уже все посидели на удаленке. Лучше, чем ребенка заражать.

  4. Гость:

    Детишки будут рады сидеть дома, играть, смотреть видосы, пока родителей нет дома.
    Отуплёнка (дистанционное образование) — помимо калечения здоровья детей, предназначена для формирования людей одной кнопки.

    • Гость:

      У вас дети есть? Или просто для интереса хрень пишете?

      • Гость:

        Опять повылезали антиваксеры в 06:43.
        Теперь удаленка им не то. Кнопка?))) Да уж. Ничего нового. Всё старое под новой темой.

    • Гость:

      Похоже, опять в своем репертуаре: кнопки, чипы, тату на руке…. Ненаучная фантастика. Хоть бы «бестселлер» написал какой. Может кто и полистал бы.

  5. Гость:

    Фанаты Лозы))) и плоской земли)))

  6. анонс:

    Согласен — отуплёнка и меньше движения детям! Это плохо!

  7. Гость:

    Что согласен? Кто детям на не дает двигаться? Позанимался, иди погуляй. Или сам вывези на прогулку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности