Сам себе звукорежиссер

Хороший слух, музыкальная эрудиция, умение разбираться в музыкальных направлениях – все это необходимо такому специалисту, как звукорежиссер. Об этой интересной профессии, находящейся на стыке творчества и технологий, рассказал Владимир Марьин.

Владимир, расскажите коротко о себе.

— Родился я в городе Белая Холуница. В 1976 году папа устроился работать в Кирово-Чепецкое управление строительства, и наша семья переехала сюда. В Кирово-Чепецке я учился в школе №3, потом в школе №6; окончил СПТУ №6, получив профессию слесаря по ремонту химического и аппаратурного оборудования. Год работал в 45-м цехе ЗМУ. Отслужил в армии, вернулся на производство, но уже на химкомбинат, где занимался ремонтом холодильных установок. В 2000-х годах решил поменять сферу деятельности.

Именно на сферу культуры?

— В детстве я занимался в музыкальной школе – учился играть на балалайке, но так и не доучился. В армии службу проходил в Доме культуры – у нас там был свой вокально-инструментальный ансамбль, где я играл на клавишах. Когда работал на химкомбинате, параллельно подрабатывал в ресторане музыкантом в группе «Ночной сеанс» – пел, играл на синтезаторе. Решив поменять сферу деятельности, устроился звукооператором в ДК «Янтарь»: настраивать звук приходилось еще в армейском ансамбле, так что со временем я освоил и эту профессию.

Была попытка вернуться на завод, но надолго меня не хватило. Я все же принял решение уйти в сферу культуры окончательно и бесповоротно: первое время записывал минусовые фонограммы в ДК «Дружба». Оттуда подался в Санкт-Петербург, где около года работал в летнем кафе. Но пришлось вернуться в Чепецк, так как в северной столице стали закрывать летние кафе, а музыкальная ниша в «зимних» была занята – там своих музыкантов хватало, и было не пробиться.

По возвращении устроился на работу в Центр культуры и досуга звукооператором. И вот я уже 16 лет в ЦКиД.

Что стало основополагающим при принятии решения уйти с производства в культуру?

— Свободу люблю! (Смеется.) Понимаете, завод – это утром проходная, смена, вечером – снова проходная. В сфере культуры совершенно другой график работы, другие принципы, люди…

В чем заключается ваша работа звукорежиссера?

— Звукорежиссер отвечает не только за технические вопросы, но и разбирает сценарный материал, подбирает под него музыкальное сопровождение, озвучивает мероприятия, концерты. Звукорежиссеру приходится подбирать всевозможные звуковые решения, отвечать за расстановку музыкального оборудования и его тестирование, записывать голоса, работать с фонограммами. Именно звукорежиссер занимается настройкой звука на различных публичных мероприятиях, будь то праздники или концерты.

На каких мероприятиях сложнее работать?

—  Самое сложное для меня – работать на повторяющихся мероприятиях, когда меняются только зрители, а не сценарий. Это своего рода рутина. Самое простое — работать с танцорами.

Настроить звук под сольного артиста или дуэт, конечно, проще, чем под большой коллектив, когда оборудование настраивается по возможности под каждого исполнителя. А ведь при этом кто-то фальшивит, один поет громче, другой – тише. Чтобы добиться нужного звучания, порой приходится настраивать аппаратуру до полутора часов. Бывают концерты, на которых выступает несколько коллективов, и под каждый нужно настроиться, благо современный цифровой пульт позволяет запоминать целый ряд звуковых сцен.

Где интереснее всего работать?

— Для меня отдушина – это День города, когда выступают приезжие артисты. Это возможность узнавать что-то новое через общение с новыми людьми — техниками, музыкантами, это возможность развиваться и расти.

Что из себя представляет «закулисье» работы звукорежиссером?

— Если мероприятие проходит на улице, то работать приходится и в дождь, и в жару, и в мороз. Бывало, сильным ветром сносило палатку, в которой находился звукорежиссер за пультом. Перегревалось оборудование на жаре, и пропадал звук. Есть ряд особенностей, связанных с погодой, например, в мороз после мероприятия, чтобы не переломился кабель, мы его не сматываем, а так и заносим в автобус. И только когда он отогреется, сворачиваем как положено. Чтобы колонки не замочило в дождь, в качестве укрывного материала используем большие мусорные мешки.

Люди из сферы культуры работают в те дни, когда большинство отдыхает. Вы свыклись с этой стороной профессии?

— Да, я давно привык, потому что это издержки профессии, которые в каждой сфере свои.

Вы разносторонний человек. Расскажите о других своих увлечениях.

— Около четырех лет я являюсь участником ансамбля «Континенталь» — играю на бас-гитаре. Кроме того, занимаюсь ремонтом и реставрацией гитар. К слову, за свою жизнь я освоил практически все музыкальные инструменты, кроме духовых.

Какой музыкальный инструмент вам ближе?

— Шестиструнная гитара.

Какой из музыкальных жанров предпочитаете?

— Джаз, конечно же. Я его в основном слушаю перед работой над «минусовками», чтобы с помощью хорошей, качественной музыки восстановить слух в правильном направлении. А под настроение с удовольствием могу послушать «Ленинград», «Сектор Газа».

Вы любите Новый год?

— Это для меня горячая пора: множество елок и т.д. Но в последнее время замечаю, что народ плохо веселится, нет ощущения настоящего праздника. Думаю, на такой настрой повлияла пандемия: социальные и финансовые проблемы в эти пару лет усугубились.

Что касается самого Нового года, то в последнее время это для меня семейный праздник. Старшая дочь сейчас живет в другом городе, а мы с женой и сыном в новогоднюю ночь бываем у моей мамы.

Владимир, что вы пожелаете в Новый год жителям Кирово-Чепецка?

— Финансового благополучия, здоровья, счастья, веселья и новогоднего настроения!

Досье

ФИО: Марьин Владимир Николаевич

Год рождения: 1972

Место работы: Центр культуры и досуга

Род деятельности: звукорежиссер

Увлечение: ремонт гитар

Семья: женат, двое детей

Девиз: «Главное – ввязаться, а там посмотрим…»

 

Беседовала Людмила Резвова





Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности