Все о Кирово-Чепецке
и его жителях
12+
Скачать газету
Лыжи, винтовка, Перекоп
17 июля 2020
0
81

В Кирово-Чепецке вышла в свет очередная книга из серии «Почетные граждане города», героем которой стал тренер по биатлону Иван Петрович Родыгин

Откуда у вас настолько сильная страсть к лыжам?

– С детства. Мы же жили в деревне, а транспорта тогда практически не было, поэтому приходилось много ходить пешком. Вот и в начальную школу приходилось идти четыре километра, а в среднюю – и вовсе 10. Дед мне тогда смастерил самодельные лыжи, на которых я и бегал на уроки. Постепенно всерьез увлекся лыжами, даже побеждал в районных соревнованиях.

Как оказались в Кирово-Чепецке, где судя по всему, ваша любовь к лыжам только окрепла?

– Я приехал учиться в Кирово-Чепецк на электрика. Преподавателем физкультуры у нас тогда был бывший капитан разведроты Алексей Федорович Логинов, который увлек нас лыжными гонками. Под его началом мы даже в соревнованиях городского и областного уровня участвовали. Потом я попал в сборную Кировской области, в составе которой ездил на всесоюзные соревнования.

Получили диплом электрика, а стали тренером. Как это произошло?

– В 1957 году меня вызвал к себе Яков Филимонович Терещенко, который предложил мне стать профессиональным тренером и выдал мне направление на учебу в Ленинградскую школу тренеров.

Через три года вернулся в Кирово-Чепецк, и оказалось, что должности тренера нет в принципе, поэтому некоторое время я числился методистом производственной гимнастики. Через несколько месяцев мне дали ставку тренера, и я приступил к работе.

Много было детей, желающих заниматься в вашей секции лыжных гонок?

– Сначала нет. Мне приходилось вести большую работу с руководителями и преподавателями школ, объяснять им, что без качественной физической нагрузки не будет и умственного развития. Педагоги откликнулись на мою просьбу, и ребята потянулись в секцию. Причем иногда одновременно приходили записываться по 20 человек сразу.

А взрослые проявляли интерес лыжному спорту?

– И они тоже получили возможность тренироваться в секции лыжного спорта. Правда, нередко начинающих спортсменов приходилось убеждать в том, что необходимы постоянные и специализированные тренировки. Каждую зиму проводились различные соревнования, работал бесплатный прокат, где было около 3000 пар лыж.

Вообще руководство химкомбината и города с готовностью реагировало на любую просьбу в отношении инвентаря. Мне даже отдали под лыжную базу финские домики, которые располагались на стадионе.

Сначала были лыжи, а когда появился биатлон?

– Дело в том, что во время службы в армии я провел девять патрульных гонок первенства Свердловского гарнизона Уральского военного округа и четыре гонки в Ленинграде. Каждая гонка – это 25 км на лыжах и одна стрельба из винтовки.

Однако биатлон как отдельный вид спорта тогда развивался только в клубе ЦСКА и обществе «Динамо». И лишь в 1963 году биатлон был включен в программу зимних спартакиад СССР и РСФСР и других соревнований.

Именно тогда я обратился к руководству завода с просьбой выделить нам винтовки из отдела военизированной охраны завода. Мне разрешили, и вскоре мы приступили к тренировкам. Мишени мы нарисовали, а вот стрельбища не было. Выбор пал на Перекоп, где не было населенных пунктов и можно было безопасно тренироваться.

С этими винтовками образца 1940 года году мы ездили в 1969 на первые всесоюзные соревнования «Ижевская винтовка». Отмечу, что у других команд уже были специальные винтовки для биатлона. Главным судьей соревнований тогда был наш земляк, уроженец Немского района Иван Семеновых. Увидев наши винтовки, он возмутился: «Зачем позорите Кировскую область?» Благодаря ему у нас и появились первые настоящие винтовки для биатлона.

А на тех соревнованиях, даже со старыми винтовками, наши биатлонисты Иван Бяков, Василий Федулов и Юрий Обухов показали результаты на уровне мастеров спорта СССР.

А как в вашей секции появился Иван Бяков?

– Во время Спартакиады народов СССР, которая проходила в Свердловске, Иван подошел ко мне и спросил, может ли он заниматься под моим началом. В то время он служил в армии и в скором времени должен был мобилизоваться.

Когда он вернулся в Кирово-Чепецк, то выяснилось, что работы для него нет, есть только вакансия «уборщик территории» с заработной платой 70 рублей.  Так он и работал целый год. Все основное время, конечно же, занимали тренировки.

На первых всесоюзных соревнованиях, в которых он принимал участие наравне с членами сборной страны, Иван занял 23 место и сильно расстроился. Я тогда успокоил его, сказав, что у него прекрасный результат, ведь на первых стартах ему удалось обойти лучших лыжников страны. Это только начало большого пути. Я оказался прав, впереди его ждало олимпийское «золото».

К сожалению, мой ученик умер достаточно рано, в 2009 году, от инсульта. На следующий год мы установили мемориальную доску на стене дома, где он жил в Кирово-Чепецке.

Гордитесь своими воспитанниками?

– Конечно! Ко мне в секцию даже два года ходил Борис Петрович Зверев. Некоторые из моих воспитанников связали свою жизнь со спортом и стали тренерами.

Горжусь самими воспитанниками и помню их успехи. К примеру, в 1972 году на международных соревнованиях «Праздник Севера», где участвовали спортсмены из многих стран мира, Леня Зевахин стал абсолютным чемпионом. Четверо наших парней по окончанию сезона вошли в состав сборной страны.

Юным биатлонистам хотел бы пожелать неустанно трудиться, анализировать каждый прожитый день: не зря ли он прошел и что ты он него получил. А еще хотелось бы пожелать не бояться нагрузок – только они сделают из биатлониста чемпиона.

Досье:

ФИО: Иван Петрович Родыгин.

Дата рождения: 3 июля 1935 года.

Образование: высшее тренерское.

Заслуги: «Заслуженный тренер РСФСР», «Лучший тренер СССР», основатель биатлона в Кирово-Чепецке, воспитал двукратного олимпийского чемпиона по биатлону Ивана Бякова и 33 мастера спорта СССР, призеров международных соревнований, чемпионатов СССР и России.

Теги:
Комментарии
Добавить комментарий
Последние комментарии
Возраст ветеранов ВОВ далеко за 97 лет, а нужны им эти бесплатные электрички ? Почему нельзя сделать проезд на них не до 31 мая, а навсегда? РЖД от этой бессрочной акции не обеднеет.
Ветераны Великой Отечественной войны смогут бесплатно ездить на пригородных электричках весь май
Й 2024-04-23 13:36:08
Вы все свои проблемы решаете? Не остается не решенных? Всегда будет к чему придраться.
Ветераны Великой Отечественной войны смогут бесплатно ездить на пригородных электричках весь май
Белый 2024-04-23 13:19:43
Проблемы нужно решать,а не создавать видимость их отсутствия.
Ветераны Великой Отечественной войны смогут бесплатно ездить на пригородных электричках весь май
Серый 2024-04-23 12:39:23
А вы хотите знать, что вы в ж... ? Вы и так об этом знаете. Только на это фантазии хватает ничего другого не видите здесь и не увидите потому что вам только оно и надо ) И имейте ввиду Ж... - это выход, а не вход.
Ветераны Великой Отечественной войны смогут бесплатно ездить на пригородных электричках весь май
Белый 2024-04-23 12:28:37
Милейший сайтик! Все у нас замечательно,все друг друга любят,город-центр вселенной,мэр -чудо! Лучше бы уж вы совсем закрылись,но опять откуда мы узнаем,что живём прекрасно.
Ветераны Великой Отечественной войны смогут бесплатно ездить на пригородных электричках весь май
Алекс 2024-04-23 10:52:33