19 мая исполнилось 100 лет пионерии. Как жили чепецкие пионеры, рассказала бывшая пионервожатая школы №7 Елизавета Широкова.
Елизавета Васильевна, расскажите, как начиналась ваша профессиональная деятельность.
– Окончив в 1966 году школу №7, я решила поступать в педагогический институт, но не прошла по конкурсу. В Кирове были открыты курсы старших вожатых. На 30 мест было подано 120 заявлений. Мне и моей подруге Люде Соболевой удалось поступить. После годового обучения я вернулась в качестве вожатой в родную 7-ю школу, а Люда – в 9-ю школу. В 1968 году поступила в пединститут на заочное отделение. 13 лет отработала вожатой, затем до 2010 года – учителем биологии.
Кого выбирали в пионеры?
– Когда исполнялось 10 лет, класс решал, кто достоин стать пионером. В основном принимали всех, но в первую очередь, 22 апреля, принимали лучших из класса. А к концу третьего класса все дети уже были пионерами.
Как посвящали в пионеры?
– Обычно в пионеры принимали на линейке у памятника Ленину на площади у «Дружбы». Мероприятие проходило очень торжественно. Ребятам повязывали красные галстуки, и они давали клятву быть верным Родине.
Какие обязанности ложились на пионеров?
— Ребята соблюдали законы пионеров Советского Союза: уважали старших, не обижали малышей, помогали взрослым, чтили традиции старшего поколения… Все старались ими руководствоваться и не нарушать. Были и советы пионерской дружины, куда входили самые активные дети из каждого класса. На совет могли вызвать тех, кто плохо учился или нашкодил. Для них это было хуже, чем вызов в школу родителей. Отчитываться перед своими друзьями было гораздо страшнее.
Работали ли вы с маленькими ребятами?
— Когда начинала работать пионервожатой, сначала под моим попечением были ребята с 1 по 3 класс – октябрята. Там своя методика, свой стиль работы — в основном в игровой форме. А со старшими все было уже по-другому: и общаться с ними надо, как со взрослыми, и требовать. Все посты в классе были заняты — выбраны горнисты, барабанщики, каждый ребенок имел какое-то поручение, и каждому нужно было дать задание на неделю.
Какие обязанности были у совета дружины?
– Один отвечал за трудовую деятельность – проведение субботников, сбор макулатуры, металлолома, другой – за учебу. Был ответственный за горнистов, барабанщиков; за знаменосцев; за спорт; за работу с октябрятами; со звеньевыми; были юнкоры – журналисты. В каждом классе были дети с огоньком, которые отдавали всю энергию тому делу, которым им нравилось заниматься. Председатель совета дружины Вова Ходырев был признан лучшим: в 8 классе он как лучший председатель ездил в Чехословакию. Наша школа и школа №1 стали первыми по сбору макулатуры. И нам как лучшим вожатым подарили путевку в Польшу.
Какими достижениями вы особенно гордитесь?
– С советом дружины на 50-летие Победы провели акцию. Накануне узнали адреса участников Великой Отечественной войны, проживающих в нашем микрорайоне. Мы сделали звездочки и вечером, чтобы никто не видел, приклеивали их на двери квартир, на дома. И после праздников ветераны приходили в школу, благодарили. Такие моменты остаются в памяти на всю жизнь.
Собирались ли вожатые школ города вместе?
— Да, часто нас собирали в Доме пионеров. Директором тогда была Маргарита Георгиевна Кокоулина. А возглавляла всех вожатых Татьяна Сергеевна Лапина. На собраниях ставили задачи на неделю, и вот бежишь в школу после собрания, и хочется горы свернуть – столько идей, столько планов. Раздашь ребятишкам задания, и когда видишь, с каким энтузиазмом они принимаются за дело, это дает большой заряд бодрости.
Пионервожатые летом работали в лагерях. Был ли у вас такой опыт?
– Работала и в «Юности», и в «Орленке». Начинала работать старшей вожатой, затем перешла на отряды. В 1968-1969 годах домиков в «Юности» еще не было – жили в палатках. И ответственности было больше. Несколько раз за ночь проверяли, нет ли рядом с палатками собак, змей.
Как проходил обычный день лагерной смены?
— После подъема проводили зарядку, затем ребята умывались и несколько минут прибирались в домиках и вокруг них. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». После этого шли на линейку, где объявлялся план мероприятий. Затем завтрак, а после до обеда отрядные дела. И там уже каждый вожатый действовал, кто во что горазд. Но планы были грандиозные и учитывали желания ребят. Далее был обед, тихий час, после которого проводилось обязательно лагерное мероприятие. Затем ужин и какая-нибудь увеселительная деятельность: танцы, КВН… Кроме того, для ребят были организованы разные кружки: фотокружок, вязания, рисования, лепки.
Какого праздника ждали больше всего?
– Дня Нептуна. А иногда в назначенный день вдруг начинался дождь. Тут исхитрялись – подогревали воду и поливали из лейки. Ребята об этом не знали, боялись, что сейчас обольют холодной водой (смеется).
Как проходило закрытие смены?
– Готовили огромный костер, вокруг которого собирался весь лагерь. Там подводили итоги, награждали отличившихся за смену. Старались, чтобы каждый ребенок из лагеря уехал с каким-то подарком. А когда проводились последние отрядные огоньки, из каждого костра брали уголек, заворачивали его и обвязывали ленточкой, чтобы увезти домой огонек тепла.
Чем детские лагеря сейчас отличаются от прежних?
– Сейчас каждая смена чему-то посвящена, и ребенок может выбрать то, что ему интересно. А раньше проводили традиционные мероприятия в зависимости от смены. Например, в июне они были приурочены ко дню рождения А.С. Пушкина, Дню памяти и скорби, Дню планеты. В июле проводились маевки: вечером уходили в лес, проводили у костра игры, в основном направленные на патриотическое воспитание. Каждую смену был праздник песни, соревнования по пионерболу, перестрелке и футболу, смотр строя и песни, подготовку к которому проводили солдаты из воинской части. И в жюри тоже были солдаты, а не школьные учителя.
Кто привил вам такую любовь к детям?
– Думаю, все идет из семьи, из детства. Я была единственным ребенком в семье, но все ребята, проживающие рядом, часто собирались у нас – народу было полным-полно.
Хотели бы вы, чтобы пионерское движение возродилось вновь?
– Конечно, но уже на более высоком уровне. Сейчас у ребят другие интересы, другие веяния. Но в некоторых школах и сейчас действуют общественные организации, которые их объединяют. Хочу поздравить всех мальчишек и девчонок 1960-1990-х годов с Днем пионерии. Желаю сохранить тот пионерский задор и передать его своим детям и внукам!