Все о Кирово-Чепецке
и его жителях
12+
Скачать газету
Аэродром под грифом «секретно»
06 мая 2023
0
30

В годы войны у деревни Большой Перелаз Кирово-Чепецкого района построили военный аэродром. Об этом в преддверии Дня Победы рассказывает музеевед Наталья Головизнина.

Наталья Леонидовна, в вашем сообществе «Ржаной Полом. Музей истории. Перезагрузка» в соцсети «ВКонтакте» есть фото легендарного самолета Р-5 на большой ромашковой поляне у деревни Большой Перелаз. Под крылом Р-5 стоят жители деревни. Что за история? 

- Это Р-5, конструктор Н.Н. Поликарпов. Место события – аэродром в деревне Большой Перелаз. Время - лето 1947 года. 
Самолет Р-5 - двухместный одностоечный полутораплан деревянной конструкции. Он был многоцелевой машиной: разведчик и легкий бомбардировщик в ВВС, пассажирско-почтовый, учебный... На аэродроме в Большом Перелазе Р-5 использовался в основном в учебных целях.


В Большом Перелазе был военный аэродром? 

- 14 апреля 1942 года, в связи с обострившейся обстановкой на фронте, Кировский обком ВКП(б) получил письмо под грифом «секретно» от управления Военно-Воздушных Сил МВО о дополнительном строительстве оперативных аэродромов. 
К 1942 году на территории области уже было построено 26 аэродромов. Требовалось дополнительно и в кратчайшие сроки запустить еще шесть. 
После работы изыскательских партий аэродромного отдела ВВС МВО было определено место - деревня Большой Перелаз Поломского сельсовета Просницкого района. 


Как шло строительство? 

- Строительство развернулось летом 1942 года. Привлекали местное население и транспорт. Под строительство изъяли у колхоза имени Степана Халтурина пахотную землю рядом с деревней. Протяженность аэродрома составила более одного километра. 

С началом работ Большой Перелаз стал похож на муравейник. Дорогу измесили лошади с повозками. Для строительства посадочной полосы везли днем и ночью глину, щебень, гравий, песок. У речки Просницы нашли залежи известняка. Добывали пластинами, затем дробили и прикатывали громадными катками. На строительство пошли каменные глыбы взорванных церквей Ржаного Полома, Кузиков, Филиппова. 

Кто руководил работами? 

- Для инженерно-технического обеспечения и руководства работами в деревню прибыли из Ленинграда специалисты с семьями. Они были расквартированы по избам колхозников. А основная рабочая сила – женщины, подростки, старики из близлежащих деревень. Также в деревню прибыло подразделение инженерно-аэродромного обеспечения и строители с семьями. В качестве рабочей силы привлекались и военнопленные поляки. Для военнопленных были вырыты землянки, но место выбрали сырое, надеялись на лето. О поляках говорили, что работали они с «прохладцей».


Что делали поляки? Как складывалась их жизнь? 

- Труд их использовали в основном в каменном карьере. Пленных часто кормили рыбой – треской. Они меняли рыбу на деревенское молоко и яйца. Но много не выменяешь. Деревня и сама жила впроголодь. От тяжелого труда и недоедания надрывались, умирали и те, и другие. Поляков хоронили в лесу, недалеко от аэродрома. 


А где расквартировали военных летчиков? 

- В сухой и более пригодной для жилья зоне устроили землянки для курсантов-парашютистов. Все прибывшее население расквартировать не удалось ни в Поломе, ни в самом Большом Перелазе, ни в деревнях округи. 
Начальником строительства был товарищ Никипанов. Имя и отчество его забылось, а вот фамилия запомнилась. Поселился он на квартире у Егора Дубовцева, сторожа аэродрома. 
Другой запомнившийся начальник был на постое у председателя колхоза Семена Ивановича Шатунова. Как звали его, уже не вспомнить, а то, что заметил он у хозяев книги богословские, в семейной памяти сохранилось. Договорился он с ними и обменял «Капитал» Маркса на Евангелие. 

 
В 1943 году необходимость в противовоздушной обороне отпала. И что было дальше? 

- Аэродром сохранил за собой учебную функцию. Полеты продолжались с семи часов утра до обеда. Над деревней стоял бесконечный гул. «Однокрылые ястребки» летали низко, сразу штук по 15, вызывая страх у деревенских старух и восторг у ребятни! Для летчиков-курсантов построили деревянный клуб. В свободное время до своих «зазнобушек» ходили в село, рыбачили, водили дружбу с местными подростками. После войны летную молодежь сменили призывники, которые обучались парашютному делу. На вопросы местных, страшно ли прыгать, отвечали: «Когда выходишь на крыло – да! А когда парашют раскроется, тогда летишь и поешь!». 

 

Сохранились какие-то воспоминания самих жителей Большого Перелаза? 

- В доме Павлы Алексеевны Дубовцевой в годы войны жила эвакуированная из Ленинграда семья летчика Макеева. Владимир Михайлович часто летал в Ленинград по делам службы. Его маленькая дочка Валерия и дочки хозяйки дома Валентина и Галина всегда ждали его с нетерпением. Он не только дочке, но и Вале с Галей привозил нарядные платья, сладости, игрушки.


После войны связь квартирантов и семьи Дубовцевых поддерживалась? 
 

- И после войны, когда семья Макеевых вернулась в Ленинград, связь с Большим Перелазом не прекращалась. Теперь уже они, жившие в небольшой комнате, принимали всю разросшуюся семью Дубовцевых. Ездили за разными продуктами и любовались северной столицей. 
Нам известно, что Лера Макеева стала балериной. 


Наталья Леонидовна, откуда у вас все эти интересные сведения, истории? 
- История аэродрома в Большом Перелазе не зафиксирована краеведами, но она осталась в коллективной памяти людей: Леонида Степановича Мурашкина, обратившего наше внимание на это событие; Светланы Алексеевны Стуковой (Дубовцевой) и Валентины Афанасьевны Садриевой (Дубовцевой), Ираиды Семеновны Власовой (Шатуновой), дочери председателя колхоза; Геннадия Александровича Дубовцева, память которого сохранила многие факты военного детства и юношества. 

Почему вы занимаетесь историей Ржаного Полома и окрестных деревень?  

- Вторая моя специальность - музеевед. И когда встал вопрос о реконструкции школьного краеведческого музея, я не могла остаться в стороне. Да еще рядом оказался неугомонный, откликающийся на все важное человек - Светлана Анатольевна Стефаненкова, добровольно возложившая на себя миссию хранителя школьного краеведческого музея. Не планировала я это дело. Так получилось. И очень хочется, чтобы получилось, как задумано. 

ДОСЬЕ

ФИО: Головизнина Наталья Леонидовна

Образование: Вятский педагогический институт 

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Дата рождения: 20 апреля 1950 года 

Девиз: «Учиться, учиться, и еще раз учиться!» 

Беседовала Майя Ефремова

 

 

Теги:
Комментарии
Добавить комментарий
Последние комментарии
Дочь приехала из командировки в Германию и сказала мне: *Папа я не поняла кто победил в той войне,ты бы посмотрел как они живут*
Ветераны Великой Отечественной войны смогут бесплатно ездить на пригородных электричках весь май
* 2024-04-24 08:03:38
Возраст ветеранов ВОВ далеко за 97 лет, а нужны им эти бесплатные электрички ? Почему нельзя сделать проезд на них не до 31 мая, а навсегда? РЖД от этой бессрочной акции не обеднеет.
Ветераны Великой Отечественной войны смогут бесплатно ездить на пригородных электричках весь май
Й 2024-04-23 13:36:08
Вы все свои проблемы решаете? Не остается не решенных? Всегда будет к чему придраться.
Ветераны Великой Отечественной войны смогут бесплатно ездить на пригородных электричках весь май
Белый 2024-04-23 13:19:43
Проблемы нужно решать,а не создавать видимость их отсутствия.
Ветераны Великой Отечественной войны смогут бесплатно ездить на пригородных электричках весь май
Серый 2024-04-23 12:39:23
А вы хотите знать, что вы в ж... ? Вы и так об этом знаете. Только на это фантазии хватает ничего другого не видите здесь и не увидите потому что вам только оно и надо ) И имейте ввиду Ж... - это выход, а не вход.
Ветераны Великой Отечественной войны смогут бесплатно ездить на пригородных электричках весь май
Белый 2024-04-23 12:28:37